Мосмама

Ученые обнаружили иммунитет к коронавирусу у тех, кто никогда им не болел

Биологи Института иммунологии La Jolla (США) случайно выявили иммунные клетки к COVID-19 в образцах плазмы и крови доноров. Все бы ничего, но биологический материал был собран в течение 2015—2018 годов. Неожиданное открытие подтверждает, что у части людей, которые никогда не болели COVID-19, есть к нему иммунитет. Результаты исследования опубликованы в издании Cell.

Ученые предполагают, что причиной является наличие «кросс-реактивного иммунитета» в крови людей, которые переболели другими типами коронавирусной инфекции, а не COVID-19. Открытие поможет понять причины появления вируса нового типа, разобраться с реакцией организма на заражение SARS-CoV-2. Ведь некоторые пациенты с подтвержденным диагнозом переносят инфекцию в легкой форме, другие являются вообще бессимптомными носителями, а третьи болеют с осложнениями в тяжелой форме.

Как иммунитет борется с вирусом

Ученые обнаружили иммунитет к коронавирусу у тех, кто никогда им не болел

За борьбу с вирусами в организме «отвечают» лимфоциты – специфические клетки крови, которые распознают возбудителей болезни, измененные (зараженные) собственные клетки и затем уничтожают их. В зависимости от роли в иммунной системе и органа «созревания», лимфоциты делятся на 2 группы:

1. В-клетки (клетки плазмы), которые производят антитела. Эти маленькие молекулы белка прикрепляются к возбудителям болезней, маркируют их как «чужаков» и делают видимыми для клеток-«убийц».
  2. Т-клетки, которые вырабатываются костным мозгом и созревают в вилочковой железе.

Последние бывают 3 видов, каждый из которых выполняет свою работу по защите организма:

• Т-киллеры видят и уничтожают зараженные вирусом клетки.
  • Т-хелперы проверяют антигенные свойства клеток-«убийц» и стимулируют их на «убийство».
  • Т-супрессоры подавляют избыточный иммунный ответ и защищают организм от цитокинового шторма.

Тяжесть заболевания коронавирусной инфекцией во многом зависит от силы Т-клеточных ответов.

[adinserter block="5"]

Результаты исследования

Ученые обнаружили иммунитет к коронавирусу у тех, кто никогда им не болел Ученые обнаружили иммунитет к коронавирусу у тех, кто никогда им не болел

Команда иммунологов во главе с Шейном Кротти и Алессандро Сетте для исследования использовала инструменты биоинформатики. Проанализированы образцы крови 10 людей, которые перенесли заболевание в легкой форме, а также донорская плазма тех, кто никогда не болел COVID-19. Ученые во всех биоматериалах выявили Т-хелперы, которые на 100 % распознали спайковый белок SARS-CoV-2. В 70 % образцов биологи обнаружили специфические к коронавирусу клетки-«убийцы».

Результаты совпадают с информацией, которую 22 апреля опубликовали в издании medRxiv немецкие ученые Университетской больницы Шарите (Берлин). Группа исследователей во главе с иммунологом Андреасом Тилем идентифицировали хелперные Т-клетки, узнавшие спайковый белок, у 15 из 18 пациентов с COVID-19. Также были проанализированы образцы крови у 68 неинфицированных коронавирусом людей. В 34 % из них обнаружены Т-хелперы, которые «вспомнили» о встрече с SARS-CoV-2 и распознали патоген.

Исследователи считают, что причина такой реакции иммунитета – перенесенное ранее простудное заболевание, которое вызвал один из четырех коронавирусов, известных медицине до 2019 года. Насколько правдиво утверждение, что люди с перекрестной реактивностью не заражаются COVID-19, ученым предстоит еще выяснить.