Что такое учебные «строительные леса» для ребенка
Освоение детьми новых навыков – не всегда простая задача. Чтобы ее облегчить, используют концепцию «строительных лесов», которая учитывает текущие возможности ребенка. Методика подразумевает создание подходящей для него «поддерживающей конструкции». Она позволяет учиться шаг за шагом, без перегрузок и разочарований.
Концепция «строительных лесов» базируется на трех главных принципах:
- Индивидуальность. В обучении учитывают уникальные способности и уровень развития малыша. Вместо стандартных решений подбирают задачи и поддержку, исходя из того, что он уже умеет.
- Активное участие. Ребенок вовлекают в процесс обучения. Он должен задавать вопросы, искать решения, осознавать результат. Это помогает закрепить новые навыки.
- Поддержка и постепенное самостоятельное выполнение. Вначале создается безопасная среда для ошибок и роста. По мере развития навыков помощь сокращается, ребенок учится работать сам.
Такая стратегия подходит не только для малышей. Ее успешно используют педагоги, психологи, руководители. Методика базируется на концепции «зоны ближайшего развития». Суть в том, что не нужно пытаться сразу освоить очень сложный навык или задание. Вместо этого следует помочь ребенку пройти через промежуточные стадии, постепенно усложняя задачи, адаптируя поддержку.
Ее можно плавно снижать, стирать границы «строительных лесов», если навык закреплен, малыш успешно выполняет задание без помощи. На практике это может выглядеть таким образом:
- Демонстрируйте пример, показывайте, как решить задачу.
- Задавайте наводящие вопросы, подталкивающие к самостоятельному поиску решения.
- Разделяйте сложные задачи на более простые, которые легче выполнить.
- Предлагайте подсказки и намеки, но не раскрывайте ответ полностью.
- Предоставляйте шаблоны, контрольные списки или схемы.
- Вовлекайте ребенка в повторение действий, показывайте, как правильно делать.
- Хвалите за успехи и давайте обратную связь.
Важно понимать, что метод не предполагает простого выполнения задания за ребенка и получения готового ответа. Помощь должна способствовать развитию самостоятельных навыков, а не только облегчать процесс. Например, если малыш не может сложить пазл, нужно дать ему подсказки и поддержку, а не делать за него всю работу. После освоения навыка ребенок должен уметь выполнять его самостоятельно, без помощи и «строительных лесов».