Мосмама

Вехи развития речи у детей: что и в каком возрасте должен говорить ребенок

Каждый малыш учится говорить в своем темпе. Один произносит слова раньше, другой позже, третий очень долго молчит. Чтобы определить, есть ли повод для беспокойства, логопеды разработали нормы, где указали, какие звуки, предложения должен произносить малыш в конкретном возрасте.

Речевое развитие младенца

Норма для детей до года

Родители хотят, чтобы первые слова ребенка прозвучали как можно быстрее. Торопиться не стоит. Логопеды определяют, правильно ли развивается речь младенца, по навыкам, которые у него появились в 3, 6 и 12 месяцев.

Важно понимать, что развитие речи у детей включает не только конечный итог – связанные предложения.

Малыш должен пройти много стадий – научиться речевосприятию, способности усваивать, озвучивать информацию. Прежде чем заговорить, он должен понять, как показывать свою потребность жестами, действовать, согласно понятым указаниям.

Грудничок не может сказать много слов, но слушает голос родителей, учится их понимать, доносить свои желания. Начинает он с плача, улыбки, жестов. Затем пытается гулить, лепетать, выполнять команды – отдает игрушку, пьет молоко, останавливается при слове «нельзя». Ближе к году кроха произносит гласные и согласные звуки, начинает связывать их в слова.

В 3 месяца

  • Улыбается, когда к нему обращаются или видит знакомое лицо.
  • Издает звуки ворчания, появляются гуление и лепет.
  • Узнает голос родителей.
  • Плачет с разными интонациями, в зависимости от желания.

В полгода

  • Издает булькающие звуки, когда играет или остается один.
  • Использует голос, чтобы выразить удовольствие и протест.
  • Перемещает глаза в направлении звука.
  • Реагирует на изменения тона голоса.
  • Обращает внимание, когда игрушки пищат или тарахтят.
  • Слышит музыку.

В 12 месяцев

  • Пробует имитировать речь.
  • Произносит «да-да», «мама», «э-э-э» и некоторые другие слова.
  • Понимает простые предложения, например: «Иди сюда», «Съешь кашу».
  • Реагирует на слова, обозначающие знакомые предметы (обувь, стол).
  • Поворачивается, смотрит в направлении звуков.

Формирование речи у детей

Развитие речи в два года

Словарный запас ребенка постоянно расширяется, появляются местоимения. Малыш учится четко разговаривать, понимать, выполнять сложные команды. Когда ребенок переходит в старшую группу детского сада, его слова разбирают не только близкие, но и чужие люди. Насколько правильно развивается речь малыша, логопеды ориентируются по его умениям в полтора, два, три и четыре года.

18 месяцев

  • Реагирует на имена знакомых людей, предметы и части тела.
  • Следует несложным указаниям, которые сопровождаются жестами.
  • Понятно произносит 10 слов.

2 года

  • Использует простые фразы, например, «больше молока».
  • Начинает употреблять местоимения «моя», «я», «вы», «твоя», но не всегда правильно их вставляет.
  • Может связать предложения из двух слов – «моя бабушка», «до свиданья».
  • Следует простым командам, понимает несложные вопросы – «где мяч ?», «покажи собаку».
  • Произносит больше 45 слов.
  • Говорит более-менее четко, речь понятна на 50%.
  • Может назвать части тела (нос, глаза, рот), но предпочитает указывать на них.

3 года

Речь детей в три года

  • Ребенок превращается в болтуна.
  • Речь понятна как минимум на 75%.
  • С малышом можно поговорить, послушать рассказы о его жизни.
  • Кроха хорошо складывает предложения из 3–6 слов.
  • Когда малыш говорит о предметах, не столько на них указывает, сколько называет.

4 года

  • Словарный запас ребенка велик.
  • Малыш может рассказать, как провел день, выделить какие-то особенности. Собеседник понимает каждое слово.
  • Кроха называет некоторые цвета, формы и даже буквы.
  • У ребенка появляется понятие времени. Он еще не разбирается в минутах, часах, но осознает, что завтракают утром, днем обедают, ужинают вечером. Регулярное повторение одних и тех же действий помогает ему сосредоточиться на изучении языка.
  • Малыш понимает, выполняет сложные команды, которые состоят из 3–4 приказов. Например: «Закрой книгу, почисти зубы и ложись спать».
  • Ребенок может выразить свои потребности сложными предложениями: «Перед сном я хочу поесть пиццу, посмотреть мультфильм».

Когда нужна консультация врача

Нарушения устной речи

Необходимо обратиться к педиатру, если развитие речи у малышей не соответствует возрасту:

Этапы Проблема
12 месяцев
  • Ребенок не использует жесты, чтобы указать потребность, не машет рукой на прощанье.
18 месяцев
  • Предпочитает жесты, вместо голосового общения.
  • С трудом произносит звуки.
  • Есть проблемы с пониманием простых устных вопросов.
2 года
  • Может копировать речь, но сам не произносит слов, фраз спонтанно.
  • Необычный тембр голоса (хриплое или носовое звучание).

Задержку развития речи вызывают следующие обстоятельства:

  • Дефекты ротовой полости – языка, нёба, короткая уздечка, мешающая говорить.
  • Проблемы с головным мозгом в областях, которые отвечают за речь. Это затрудняет координацию губ, челюсти, языка.
  • Болезни органа слуха. Ребенок что слышит, то и говорит. Если звуки ему недоступны, создать слова не получится.

Как родители могут помочь с развитием речи

Мама занимается с ребенком

  • Говорите со своим малышом. Рассказывайте ему, что вы делаете, пойте песни, читайте книги. Когда идете по магазину, называйте продукты. Избегайте болтовни, чтобы ребенок лучше понимал слова.
  • Научите малыша хлопать в ладоши, произносить звуки животных, имитировать жесты. Занятия проводите в форме игр.
  • Учите считать, используя специальные упражнения.
  • Покажите малышу, как вам нравится, что он говорит.
  • Слушайте, как ребенок произносит слова, повторяйте правильно. Так малыш запомнит нужное произношение, будет грамотно говорить.
[adinserter block="5"]

Видео

Понравилась статья?
поделитесь с друзьями:
<