Адаптация ребенка в детском саду
Содержание
С проблемой привыкания малыша к новым условиям сталкивается большинство родителей. Сложнее всего приходится одаренным или отстающим в развитии крохам. Они нуждаются в особом подходе, определенных условиях воспитания. Остальные детки приспосабливаются к новой среде за 1-4 месяца. Процесс может быть легким, средней тяжести и тяжелым.
Что такое адаптация
Под термином понимают период привыкания человека к новой среде. Время характеризуется некоторыми изменениями психики. На них затрачивается огромное количество энергии, организм перенапрягается. В дошкольном учреждении стресс вызывают следующие факторы:
- Необходимость подчинения требованиям незнакомых людей.
- Отсутствие поблизости родителей.
- Необходимость соблюдения строгого дневного режима.
- Отсутствие большого внимания со стороны педагога.
- Необходимость взаимодействия со множеством незнакомых людей.
Адаптация детей к детскому саду длится 3-4 недели или 2-4 месяца. Чтобы минимизировать стресс, не проявляйте гнев, агрессию. Старайтесь окружить кроху вниманием и заботой, поддерживайте позитивными разговорами о детках и воспитателях.
Степени адаптации ребенка в детском саду
Новая среда меняет поведение человека. Привыкание к детскому саду может происходить следующим образом:
- Творческий стиль – проявление активных действий для изменения среды под себя.
- Конформный стиль – приходится приспосабливаться к новым условиям.
- Стиль избегания – хочется спрятаться от внешнего мира от нежелания или неспособности изменять сложившиеся обстоятельства.
При активном социальном участии (творческий стиль) кроха быстрее адаптируется в садике. Вялым, медлительным деткам приходится подстраиваться под внешние условия. Так период адаптации ребенка к детскому саду проходит дольше. Самым неэффективный – стиль избегания. Замкнутые детки тяжелее всего привыкают к новой среде.
Психологи выделяют три степени адаптации:
- Легкая – привыкание ребенка к детскому саду за 10-15 дней. Срывы, истерики случаются очень редко. Детки хорошо ведут себя в группе, соглашаются общаться, редко капризничают, адекватно реагируют на замечания, практически не болеют.
- Средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются через 2 месяца. Возможны потеря веса, психический стресс. Малыш плачет до садика, в группе успокаивается, начинает играть, общаться с другими детьми. Болезни возникают редко (возможны ОРВИ, ОРЗ).
- Тяжелая – длится до 6 месяцев. Возможен срыв адаптации, продление срока привыкания. Сильно травмируется психика. Ухудшается аппетит, нарушается сон, мочеиспускание. При тяжелой адаптации появляются капризы, раздражительность, плаксивость. Малыш соглашается общаться с новыми людьми только в присутствии родителей, не может играть, пугается при замечании или похвале педагога.
- Пассивная или отсроченная – в группе поведение хорошее, дома капризы, плохой сон. При такой адаптации на помощь придут терапевтические сказки про жизнь в группе.
Почему ребенок плохо привыкает к садику
Капризы и плач могут быть перед посещением ДОУ, после него, в процессе всего времени пребывания в адаптационной группе. Причины стресса:
- Страх всего нового и неизвестного – особенно проявлен до 3 лет. Причины – из спокойной домашней обстановки кроха попадает в заведение со множеством незнакомых людей, приходится соблюдать новый режим.
- Перевозбуждение. Днем кроха испытывает массу эмоций, из-за чего появляются нервозность, капризность, плаксивость.
- Неспособность самостоятельного обслуживания. Может появиться растерянность, если не оказывают привычную помощь.
- Психологическая неподготовленность к садику. Происходит из-за недоработки родителей или индивидуальных особенностей развития крохи.
- Отрицательное первое впечатление. Плачь ровесников, слишком строгое отношение родителей, педагогов (например, воспитательница может кормить насильно) пугают малыша. Из-за этого он будет отказываться посещать группу.
От чего зависит адаптационный период
Процесс привыкания к садику проходит по-разному. Это зависит от следующих факторов:
- Возраст – сложнее проходит адаптация детей раннего возраста – до одного года. У слишком маленьких деток еще нет самостоятельности, есть сильная психологическая привязанность к матери, чего нельзя сказать про более взрослых малышей. 3-4-летний ребенок меньше испытывает стресс, если поблизости нет родителей.
- Темперамент – сангвиники могут адаптироваться быстрее, чем меланхолики и холерики.
- Состояние здоровья и уровень развития – физически и психологически здоровому малышу легче адаптироваться. Советы родителям – болезненных деток отдавайте в ДОУ около 4 лет, перед посещением проконсультируйтесь с лечащим врачом. В адаптационный период может часто меняться настроение, еще больше снизится иммунитет, повысится восприимчивость к инфекциям.
- Уровень психологического развития – тяжелее адаптироваться умственно отсталым и одаренным деткам. Им сложно находить общий язык со сверстниками. Таким детям нужны специальные образовательные программы, серьезная поддержка родителей.
- Уровень коммуникабельности, социализации – общительные детки быстрее привыкают к педагогам, ровесникам. Перед садиком старайтесь создавать условия, где нужно проявлять новые формы поведения – ходите к друзьям, выезжайте на природу с незнакомыми людьми.
- Обстановка в семье – конфликты родителей могут спровоцировать психотравму у малыша. Ему будет сложнее адаптироваться – слушать педагогов, общаться с чужими людьми. Советы по поведению родителей – создавайте теплую атмосферу, выстраивайте близкие и доверительные отношения. Так малыш сможет положительно реагировать на любые требования старших.
Со скольки лет лучше отдавать в ДОУ
Психологи рекомендуют посещать садик с 3,5-4 лет. Такие детки владеют речью, с ними легко договариваться. Минусы возраста – сложнее адаптироваться из-за сформированных привычек – их тяжело менять. Это корректируется воспитанием родителей в условиях частой смены обстановки. Чтобы минимизировать риск сложной адаптации, посещайте садик в 2-2,5 года.
Этапы привыкания
Адаптация в ДОУ условно делится на несколько периодов. На каждом из них ребенок проявляется по-разному:
- Острый – организм испытывает стресс, максимально напряжен, возбужден. Малыш становится плаксивым, раздражительным, капризным, истеричным. Адаптация к детскому саду проявляется физически – наблюдаются изменение кровяного давления, частоты сердечного ритма, снижение иммунитета, повышенная восприимчивость к инфекциям.
- Умеренно острый – снижаются негативные проявления, кроха постепенно приспосабливается к новой обстановке. Снижаются возбудимость и нервозность, улучшается аппетит, сон, нормализуется психоэмоциональная сфера. На этой стадии важно, чтобы малыш не испытал дополнительный стресс (болезнь или конфликты дома). Иначе возможно возвращение истерик, плаксивости, нежелания расставаться с матерью.
- Компенсированный – на данном адаптационном этапе стабилизируется уравновешенное состояние, ребенок хорошо взаимодействует с детьми, педагогами в садике. Удачно проходит обучение, привитие новых навыков – например, малыш начинает самостоятельно ходить на горшок, одеваться, пользоваться столовыми приборами.
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
Основное правило – активно поддерживать малыша психологически. Помочь крохе адаптироваться можно так:
- Придерживайтесь дневного распорядка ДОУ. Так будет меньше ощущаться дискомфорт от новых условий.
- Расширяйте круг общения, развивайте коммуникативные навыки. Посещайте кружки, ходите по гостям.
- Дома обсуждайте положительные моменты из жизни в группе. Договоритесь повторить их на следующий день. Это станет толчком к позитивному поведению.
- Сведите к минимуму просмотр телевизора, не организуйте шумные мероприятия. Это снизит нагрузку на нервную систему малыша. Чтобы помочь ему пережить стресс – проводите время за чтением книги, рисованием, лепкой.
- Ложитесь спать как можно раньше. Это поможет быстрее восстановить психологическое и физическое здоровье при адаптации.
Чтобы помочь быстрее адаптироваться, нельзя совершать следующих ошибок:
- Ругать, стыдить, сравнивать с другими детьми.
- Пугать садиком, воспитательницами.
- Обманывать, что придете очень скоро.
Навыки и умения малыша
Чем более самостоятельные детки, тем им проще адаптироваться. Старайтесь заранее подготовиться к садику. Малыш должен уметь:
- Ходить на горшок.
- Умываться, вытираться.
- Хотя бы частично одеваться, обуваться.
- Пользоваться столовыми приборами, самостоятельно есть.
Помощь воспитателей
Заранее расскажите педагогу, как малыш себя ведет, во что любит играть, какую еду предпочитает. Так вы сможете помочь воспитателю найти подход к ребенку. Основные задачи педагога на адаптационный период в детском саду:
- Создание комфортной и спокойной атмосферы.
- Радостная встреча детей в детском саду утром.
- Организация рационального графика.
- Знакомство с детьми, близкое общение, установление открытых доверительных отношений.
- Приобщение малышей в доступной форме к правилам ДОУ.
О чем разговаривать с малышом
Почаще напоминайте о садике. Говорите только в позитивном ключе, но не переусердствуйте. Не расписывайте все в слишком радужных красках, иначе малыш разочаруется в ровесниках и воспитателях. Советы по выстраиванию разговоров о садике:
- Объясняйте, что такое ДОУ, почему туда нужно ходить. Пример речи: «Детский садик – это большой дом для малюток. Чтобы они могли играть, гулять и кушать, пока родители на работе».
- Скажите, что садик – это место работы для детей. Мама работает бухгалтером, папа – программистом, малыш должен трудиться «дошкольником», потому что стал совсем взрослым.
- Проходя мимо садика, напоминайте малышу, что скоро он сможет посещать это заведение, чтобы играть, гулять с детьми.
- Говорите в присутствии других людей, что гордитесь новоиспеченным дошкольником.
- Чаще рассказывайте о режиме детского сада. Так кроха будет увереннее вести себя при адаптации.
- Говорите, к кому нужно обращаться за помощью. Уточняйте, что не всегда воспитатель сможет мгновенно отреагировать на просьбу, потому что может быть занят другими делами.
- Расскажите свою историю посещения садика. Покажите старые фотографии с утренников.
Как вести себя родителям, когда ребенок идет в детский сад
Расставание – самый важный момент при адаптации малыша на новом месте. Во избежание каприз, слез и прочих негативных проявлений учтите следующие советы:
- Если малыш сильно привязан к вам, пусть его отведет в детский сад хорошо знакомый человек – например, бабушка, дедушка или иной родственник.
- Идите в ДОУ с любимыми игрушками. С ними ребенок не будет чувствовать себя одиноким.
- Сначала оставляйте малыша в детском садике на 3 часа. Привыкание к новому месту должно быть постепенным.
- При адаптации обязательно сообщайте время своего возвращения (например, после завтрака, обеда или прогулки). Придумайте свой ритуал прощания в детском саду. Договоритесь, чем малыш будет заниматься без вас на игровой площадке. Так ребенок не будет чувствовать себя брошенным.
- Прощайтесь веселым голосом – это придаст уверенности.
Проблемы адаптации малыша
Если ребенок пошел в садик и стал капризным – это говорит о переживании им стресса. Такое состояние негативно сказывается на организме и провоцирует осложнения:
- Нарушение сна – при перенапряжении и возбуждении сложно успокоиться, настроится на полноценный отдых.
- Снижение аппетита – при адаптации наблюдается нежелание пробовать блюда в детском садике.
- Утрачивание прежних психологических умений и навыков – детки могут перестать самостоятельно надевать колготки, хорошо говорить, умываться, пользоваться столовыми приборами, носовым платком, ходить на горшок.
- Снижение интереса ко всему новому – при адаптации не радуют игрушки, дети в садике.
- Несвойственные психологические состояния – при адаптации подвижные дети становятся апатичными, медлительными, неконтактными, спокойные – раздражительными, неуправляемыми, гиперактивными.
- Снижение иммунитета – снижаются защитные функции организма, возникают инфекционные заболевания.
- Негативные эмоциональные состояния – при адаптации возможны хныканье, плачь, истерики, гнев, агрессия.
По мере привыкания крохи к новым условиям указанные проявления исчезают. При успешной адаптации в детском садике нормализуется эмоциональное состояние. Малыш может по-прежнему не любить ДОУ, но внутри понимает необходимость его посещения. При появлении новых психоэмоциональных расстройств при адаптации (истерик, страхов, нездоровых привычек, пугливости), возможно, стоит прервать посещение ДОУ.
Что делать, если ребенок никак не привыкнет к детскому саду
Некоторые дети адаптируются более полугода. Могут проявляться гиперреактивность, апатия, тревожность, агрессия и прочее. Рекомендуется обратиться к педиатру, психологу или невропатологу. Специалист даст советы по адаптации, может порекомендовать сменить садик или отложить его посещение на 1-2 года.
[adinserter block="5"]