Детский сад компенсирующего вида — что это значит и показания к посещению
Содержание
Учреждения дошкольного образования разделяются по специализации или по органу управления. Детский сад компенсирующего вида отличается от других тем, что в нем учебные программы разработаны для детей с физическими или психологическими отклонениями.
Что такое компенсирующее обучение в ДОУ
Существуют различные виды детских садов: частные, муниципальные, комбинированные, компенсирующие. Последние ориентированы на детей, у которых есть проблемы со здоровьем.
Компенсирующее обучение подразумевает реабилитационные занятия, специальная программа которых ведет к устранению нарушений.
Когда родителям рекомендуют посещать детский садик такого типа, они пугаются, думая, что там находятся умственно неполноценные дети. Это не так. Направление в группы дают малышам с ослабленным иммунитетом, часто болеющим простудами и другими заболеваниями.
Показания к посещению
Основная задача, которую выполняет детсад компенсирующего вида – укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Занятия проводятся по определенным методикам, которые разработаны для каждого вида нарушений.
Группы компенсирующей направленности в ДОУ формируются по возрастному принципу.
Показания для посещения сада компенсирующей направленности:
- Нарушение зрения, когда болезнь препятствует освоению основной образовательной программы.
- Проблемы слуха, когда ребенок не может освоить программу дошкольного образования вместе со слышащими детьми.
- Заболевания опорно-двигательного аппарата, требующие помощи в передвижении.
- Проблемы с психологическим равновесием. К ним относятся: раздражительность, нервозность, повышенная возбудимость, агрессия.
- Дефекты речи, затрудняющие нормальное общение ребенка с окружающими.
Назначение и направления деятельности
Детское учреждение компенсирующего типа подготавливает ребенка к школе, создает основу для его адаптации в социуме. Воспитанники специализированного ДОУ имеют слабое здоровье, рассеянность внимания или плохую память. Такие дети не имеют каких-либо интеллектуальных отклонений. Они направляются в данное учреждение, чтобы потом успешно обучаться в обычной школе. Принципы работы воспитателей компенсирующих садов:
- медицинская корректировка здоровья;
- закалка организма;
- организация правильного питания;
- освоение дошкольной учебной программы.
Организация работы компенсирующего детского сада
Независимо от заболевания малыша, работа педагогов основывается на первоначальном выявлении личностных и психологических качеств ребенка. У него определяется уровень культурных и гигиенических навыков. Это делается с целью составления эффективной программы обучения и коррекционной работы.
Воспитателями разрабатывается индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Дети находятся под постоянным присмотром педагогов.
Реализация специального обучения идет сразу по нескольким направлениям:
- развитие общения с окружающими (взрослыми, сверстниками);
- игровая деятельность;
- расширение запаса и уровня знаний;
- формирование временных и пространственных навыков (синтез осязательных, зрительных, двигательных ощущений);
- развитие абстрактно-логического и наглядно-образного мышления;
- формирование математических навыков;
- подготовка к овладению письмом;
- воспитание самообслуживания.
Какие специалисты входят в штат
Воспитатели специализированного ДОУ проходят дополнительное обучение по работе с особенными детьми. Помимо обслуживающего персонала (нянечки, повара, подсобные рабочие), в учреждении работают специалисты разной направленности:
- воспитатель-методист;
- психолог;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по лечебной физкультуре;
- логопед;
- массажист;
- врач-терапевт.
Наполняемость групп и бытовые условия
В большинстве случаев в здании такого детсада имеется кабинет массажа, бассейн, спортзал. Для малышей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата предусмотрены широкие дверные проемы. Для самостоятельного передвижения внутри и снаружи здания сделаны специальные пандусы.
Группы в ДОУ небольшие – по 8-10 человек.
Помимо общего образования, существуют и индивидуальные занятия, разработанные для каждого отдельно взятого малыша. Воспитанникам, нуждающимся в особой диете из-за наличия определенных заболеваний, предлагается специальный рацион. В зависимости от диагноза, в саду предусмотрены разные виды питания с высоким содержанием витаминов, минералов или с ограничением определенных продуктов.
[adinserter block="5"]