Что нужно знать маме о новорожденном ребенке
Содержание
Первые месяцы после появления на свет у младенца формируются все важные навыки – движения, восприятие, слух и зрение. Зная основные этапы развития новорожденного, можно понять, правильно малыш формируется или есть отклонения. Важно постоянно ухаживать за маленьким ребенком, чтобы обеспечить его заботой, создать комфорт и ощущение безопасности.
Возрастные границы новорожденности
- Американский лексический словарь определяет новорожденного, как недавно появившегося на свет или ребенка на первом этапе развития.
- Всемирная организация здравоохранения выделяет конкретную возрастную границу – 28 дней.
- Практикующие педиатры говорят, что новорожденный ребенок – это младенец от 0 до 3 месяцев. Некоторые врачи считают возрастной границей 30 суток.
Развитие новорожденных детей
Первые месяцы жизни малыши растут очень быстро. Их социальное, эмоциональное развитие не отстает от физического.
Часто новорожденные понимают больше, чем могут выразить.
Рекомендации по ускорению развития младенца:
- Повесьте над кроваткой яркие игрушки.
- Включайте музыку. Спокойная мелодия не только успокоит малыша, но и разовьет слух.
- Разговаривайте с ребенком, называя его по имени. Читайте сказки или стихи.
- Выражайте свои эмоции мимикой или жестами. Это развивает движения и воспроизведение звуков.
- Взаимодействуйте в играх. Закройте лицо руками и произносите слова, чтобы новорожденный учился определять источник звуков.
- Поглаживайте младенца перед сном, чтобы наладить тактильный контакт. Часто держите ребенка на руках.
Эмоциональное
Даже сонные или ленивые младенцы проявляют внимание к лицу и голосу мамы либо папы. Один из элементов социального развития – распознавание, запоминание и понимание лиц. По этим причинам говорите с новорожденным негромким и ласковым голосом, старайтесь чаше контактировать с ним лицом к лицу.
Не стоит расстраиваться, если младенец через 3–4 минут отвлекается – маленькие дети быстро устают.
Факты об эмоциональном развитии новорожденных:
- Невозможность понять происходящее.
- Сложность осознания себя, как отдельной личности.
- Неспособность вызвать реакцию родителей с какой-либо целью.
- Появление улыбки на 5–7 неделе.
- Умение смеяться вслух наблюдается в течение 3 месяцев жизни.
- Плач, как причина голода, усталости или дискомфорта.
- Возможность ощущать, но не думать.
Физическое
Грудной ребенок много спит первые 2–3 недели после рождения. В течение 7 дней его ноги и руки выглядят скрюченными из-за положения в утробе.
Вечерами новорожденные часто плачут – они устают и не могут успокоиться.
Как помочь младенцу заснуть:
- Подержите малыша на руках, рассказывая что-нибудь монотонным голосом.
- Оградите новорожденного от громких звуков или яркого света первый месяц жизни.
- Старайтесь не укачивать младенца, чтобы он не привык так засыпать. Трясти ребенка тоже не надо – можно повредить хрупкие суставы или кости.
Формирование ощущений
Новорожденные дети с первых часов жизни развивают свое отношение к окружающей среде. Это проявляется в формировании ощущений – тактильных, обонятельных и вкусовых. Если внимательно следить за младенцем, можно заметить изменения. Они происходят каждую неделю – безусловные рефлексы трансформируются в условные.
Тактильных
Если погладить спящего новорожденного, он вздрогнет или заворочается. Это нормальная реакция на неожиданные прикосновения. Так развиваются тактильные ощущения. Когда ребенка укутывают в теплый плед или мама берет на руки, он расслабляется. Младенец кожей хорошо различает тепло и холод, мягкие или твердые предметы.
Участки тела обладают разным количеством нервных окончаний, поэтому тактильный контакт с лицом или руками будет теснее, чем со спиной.
Вкусовых и обонятельных
Если новорожденный плачет на руках у женщины, ему может не нравиться ее запах – крем для тела или дезодорант. Это свидетельствует о развитии обоняния у малышей. Они могут различить членов семьи по запаху со 2 месяца жизни. Новорожденный ощущает вкус еды сразу после того, как впервые попробует ее. Если грудное молоко сладкое, малыш будет тянуть губы к груди и причмокивать. Когда пища соленая или горькая, младенец плачет и отказывается есть.
Вкус грудного молока зависит от рациона женщины.
Слуха и зрения
Новорожденный ребенок способен слышать звуки еще из материнской утробы. Различает он их и после появления на свет. Ожидать реакции на звуки первый месяц не надо – ребенок еще не понимает их значения, но громкость заставит его вздрогнуть.
Зрение развивается по мере взросления. Малыши рождаются близорукими и первые 7 дней видят не дальше 20–25 см перед собой.
Их привлекают яркие цвета, свет в комнате и иные раздражители. Не стоит беспокоиться, если новорожденный смотрит в другую сторону или его глаза косят. Такое явление считается нормой и проходит к концу 1 месяца. Еще через 60 дней малыш начнет узнавать знакомые ему лица, реагировать на них улыбкой или быстрым перебиранием рук и ног.
Двигательная активность малыша
Первые 8 недель жизни новорожденные не способны контролировать движения тела. Их физическая активность относится к непроизвольной или рефлекторной.
Во время бодрствования малыши двигают всеми частями тела, но не знают, как управлять ими по отдельности.
Признаки развития двигательной активности:
- Рефлексы – сосание, потягивание, вздрагивание или хватание.
- Попытки поднять голову, лёжа на животе – 3–5 неделя.
- Имитация ходьбы – 2 месяц. Когда ноги ребенка чувствуют твердую поверхность, он совершает движения, напоминающие шаги.
- Управление конечностями на 5–6 неделе. Малыш тянет ступни руками к лицу, чтобы рассмотреть их.
- Повороты головы с развитием мышц шеи – 1–2 месяц.
Воспроизведение звуков
Новорожденный младенец общается с окружающим миром с помощью плача. Маме или близким родственникам важно на него быстро реагировать. Тогда малыш начнет понимать, что его услышали.
Характеристики речи новорожденного:
- Грудничок издает гласные звуки, напоминающие воркование. Ребенок распознает свой голос к 7–8 неделе.
- Младенец слушает, как с ним разговаривают и начинает лепетать т. е. произносить звуки в ответ – 9–10 неделя.
Правила ухода за новорожденными
- Регулярно проветривайте детскую, следите за уровнем влажности – 50–60% и температурой – 20–22°.
- Успокаивайте ребенка, если он плачет. Покачивание на руках, пеленание помогут малышу почувствовать безопасность.
- Меняйте подгузник после каждой дефекации. Подмывайте ребенка и наносите крем от опрелостей. Купайте малыша в ванной 2–3 раза в неделю.
- Кормите новорожденного по требованию, если это грудное молоко. Дети на искусственных смесях едят каждые 2–3 часа. После кормления держите ребенка вертикально, чтобы выпустить воздух.
- Обрабатывайте перекисью пупочную ранку в течение 10–21 дня после рождения.
- Укладывайте новорожденного спать на спину, меняйте регулярно положение головы – сначала на левую сторону, затем на правую.
- Гуляйте с грудничком 2 раза в день по 1–1,5 часа. Одевайте ребенка по погоде, исключая перегрев или переохлаждение.
- Выкладывайте младенца на живот после 1 недели. Начните с 5 минут, постепенно увеличивая время до 10–15.
Признаки отклонений в развитии
Каждый ребенок индивидуален. Если его навыки и эмоции не соответствуют нормам развития, это еще не повод для беспокойства. Но есть признаки, которые должны насторожить родителей.
В каких случаях необходимо обратиться к врачу:
- Длительный плач, который невозможно остановить.
- Постоянно сжатые в кулак руки.
- Тело выгибается дугой, оно в напряжении большую часть дня.
- Новорожденный не реагирует на громкие звуки или яркий свет, не распознает лица к 3 месяцу жизни.
- Повышенный или пониженный тонус конечностей или половины тела.
- Младенец почти не плачет, постоянно спокоен.