Возрастные особенности детей
Содержание
В психологии и педагогике описаны возрастные этапы развития ребенка. Благодаря этому можно выделить благоприятные периоды для научения детей тем или иным умениям. С биологическим ростом тесно связано развитие познавательных способностей ребенка. Изучение особенностей возраста у детей позволяет управлять процессом их обучения и воспитания.
Периоды детского возраста
Физическое и психическое развитие ребенка неразрывно связано с его возрастом. Малыш растет, становится сильнее, умнее, приобретает полезные знания, навыки, учится общаться и взаимодействовать с другими детьми, взрослыми людьми.
Периодизация возрастных этапов развития несет информацию о возможностях ребенка. Ее задача – выделить характерные особенности каждого жизненного периода, классифицировать все этапы роста и развития.
Психическое взросление идет параллельно биологическому – постепенно. Процесс воспитания тоже должен происходить ступенчато – от простого к сложному. Если малыш в силу возраста не способен справиться с заданием, он быстро потеряет интерес к обучению.
Психологические
Процесс развития психики начинается еще в утробе матери, а продолжается всю жизнь. Периодизации в психологии описывают жизнь от рождения до смерти. Они учитывают умственное и личностное развитие человека, а также стадии психического взросления.
Каждый этап завершается переломным моментом (кризисом), преодолев который, ребенок формирует новые умения и навыки.
Психологические периоды:
- Пренатальный период.
- Период новорожденности (до 6 недель жизни). Кризис новорожденного связан с полной беспомощностью ребенка в физическом мире. Преодолев его, малыш приобретает доверие/недоверие к миру. К концу периода появляется эмоциональная реакция на мать (комплекс оживления), возникает привязанность.
- Грудной период (до 12 месяцев). Кризис 1 года связан с увеличением потребностей и ростом возможностей ребенка. В ползунковый период малыш приобретает новые навыки: двигательные и речевые.
- Младенческий возраст (1–3 года). Трехлетка уже видит свою отдельность от матери, его «хочу» сталкиваются со взрослым «нельзя». Преодоление кризиса ведет к формированию внутреннего «Я», развитию мышления.
- Дошкольный возраст (3–6 лет). Кризис шестилеток связан с утратой детской непосредственности. Преодолевая переломный момент, малыш учится соотносить свои внутренние желания с правилами внешнего мира.
- Младший школьный возраст (7–11 лет). Кризис связан с определением своего «Я» в обществе. У детей развиваются чувство взрослости, способность контролировать свое поведение.
- Пубертатный период (12–17 лет). Кризис 17 лет связан с поглощенностью своим внутренним миром. В результате формируются собственные ценности, стремление помогать ближнему.
- Юношеский период (17–20 лет). Юноши и девушки вступают во взрослую жизнь. Они осознают моральные нормы общества и стараются им следовать.
Педагогические
В педагогике встречаются неполные периодизации: они охватывают не весь жизненный период, а определенную его часть – от рождения до вступления во взрослую жизнь. Считается, что воспитание личности начинается с начала жизни. Педагог подбирает нагрузку, методы воспитания и подачу учебного материала в соответствии с детским возрастом.
- Младенчество (первые 12 месяцев жизни) – пассивное познание мира, формирование эмоционального общения.
- Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет) – развитие речи, предметно-орудийной деятельности (малыш выполняет несложные операции с предметами под руководством взрослых).
- Дошкольный (3–6 лет):
- Младший дошкольный (3–4 года) – познание норм и правил общества через игру.
- Средний дошкольный (4–5 лет) – развитие коммуникативных навыков.
- Старший дошкольный (5–6 лет) – готовность к начальному обучению.
- Младший школьный возраст (6–10 лет) – формирование памяти, воли, рефлексии. Основной тип деятельности – обучение.
- Средний школьный возраст (10–15 лет) – формирование самооценки, стремление к самостоятельности и взрослости, ведущий тип деятельности – общение.
- Старший школьный возраст (15–18 лет) – у подростка складываются мировоззрение, интересы, идеалы. Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная.
Младенчество
Малыш рождается абсолютно беспомощным, с физиологически неразвитыми органами и системами (особенно нервной). У новорожденного развиты безусловные рефлексы: глотательный, сосательный. Он почти все время спит (около 20–22 часов в сутки).
Эта пора – начало адаптации к внешнему миру. Условно этот этап длится 4 недели.
Период с 1 месяца до 1 года называется младенческим (грудничковым). Дети этого возраста остаются беспомощными, но психическое и физическое развитие идет очень быстро. С 2 месяцев младенец уверенно держит голову в вертикальном положении, в полгода – переворачивается с живота на спину и наоборот, еще через месяц – садится, затем пробует самостоятельно ползти. К концу первого года жизни он начинает ходить.
Благодаря развитию нервной системы у детей формируются, а затем усложняются условные рефлексы.
Грудничок умеет фокусировать взгляд на предметах, следить за их передвижением (к концу 2 месяца). С 3 месяцев он узнает лица взрослых, заботящихся о нем, улыбается, гулит. После полугода начинается активное развитие второй сигнальной системы (речи). Младенцы воспроизводят простые слоги («ма», «па», «ба»), а к 12 месяцам способны произносить осмысленные слова.
Младенческий возраст – этап, когда психическое развитие начинает опережать физическое.
Что умеют малыши к концу первого года жизни:
- ориентируются в окружающей среде;
- распознают лица;
- проявляют эмоции;
- произносят звуки и слова;
- контактируют со взрослыми;
- изучают окружающие предметы;
- понимают запрет.
Ясельный возраст
Дети 1–3 лет очень быстро растут. Они любознательны, подвижны, хотя полностью не могут контролировать свое тело. У малышей развивается речь: к полутора годам они способны произносить простые фразы, к 3 годам – сложные предложения. Активный запас слов увеличивается до 700. Развивается мелкая моторика.
В эту пору очень важны продуманный распорядок дня, чередование периодов обучения и отдыха, участие родителей в совместной деятельности.
Чему научаются дети ясельного возраста:
- понимают речь, просьбы родителей;
- разговаривают;
- охотно общаются со сверстниками;
- умеют рисовать, конструировать;
- узнают мелодии;
- оперируют предметами;
- приобретают привычку к труду.
Дошкольный возраст
Дошкольники – это дети от 3 до 6–7 лет. В этом возрасте ребенок начинает считать себя взрослым, у него появляются новые интересы, потребности. Развиваются мышление, речь, сложные навыки (катание на коньках, велосипеде). У дошкольников хорошая память: они легко пересказывают тексты, запоминают стихи, усваивают иностранные языки.
Дети очень восприимчивы к похвале, наказанию. Ведущим типом деятельности остается игра.
Психологические особенности детей на этом этапе зависят больше от воспитания, чем от природных задатков. Физическое и психическое развитие дошкольников идет неравномерными, но очень быстрыми темпами. Разница в полгода-год настолько ощутима, что детей 1,5 и 2 лет уже сложно назвать ровесниками: у них совершенно разные возможности, навыки, интересы. Вот почему дошкольные периоды принято разделять на несколько отдельных этапов (с разницей в год).
Младший
В 3–4 года ребенок уже осознает себя как личность, отдельно от матери. У него развивается самостоятельность, что проявляется в желании делать все по-своему (кризис трехлеток: «Я сам»). Малыши упрямы, своевольны, стараются отстоять желаемое любой ценой, вплоть до истерик на публике. Очень важно подавать трехлетке пример своим поведением, уделять ему больше внимания и времени.
Малыш остро чувствует потребность в признании, поощрении, поддержке. Игра становится коллективной, сюжетно-ролевой.
В игровом процессе дети учатся отстаивать свои интересы, очень ревностно относятся к сверстникам. У ребенка расширяется словарный запас, речь совершенствуется.
Особенности младших дошкольников:
- стремятся к самостоятельности;
- умеют произвольно управлять памятью и вниманием;
- экспериментируют с предметами;
- запоминают имена, названия предметов, частей тела;
- знают около 1500–2000 слов.
Средний
К 4–5 годам малыши преодолевают новый кризис. Бунт проходит, ребенок становится покладистее. Это период «относительного затишья». Дети начинают сопереживают окружающим, стараются понять их чувства.
У малышей возникает живой интерес к сверстникам. Они способны дружить, помогать тем, кто им нравится, обижаться, мириться.
Пятилетки очень любознательны. У них проявляются творческие способности к рисованию, музыке, интерес к спорту. Развивается воображение, что часто приводит к возникновению страхов (темноты, одиночества, чужих людей или вымышленного персонажа).
Особенности детей 4–5 лет:
- умение сопереживать;
- понимание чужих эмоций;
- буйная фантазия;
- интерес к творчеству;
- осознание половых различий.
Старший
Для возраста 5–6 лет характерно активное физическое развитие. Сюжетно-ролевые игры заменяются играми по правилам. Контроль за действиями друг друга перетекает в самоконтроль. Так дошкольники начинают понимать механизмы управления своим и чужим поведением.
Речь шестилеток более осмысленна, у них формируется правильное произношение. Активный запас слов увеличивается. Очень стремительно у старших дошкольников развиваются творческое мышление и воображение. Часто это сопровождается усилением страхов, появляется боязнь смерти.
Детей этого возраста интересуют половые различия, они задают «деликатные» вопросы родителям.
Возрастные особенности дошкольников 5–6 лет:
- самоконтроль (исчезает импульсивность поведения);
- большой словарный запас из 3500–4000 слов;
- ориентировка на одобрение/неудовольствие взрослого;
- готовность к школе.
Младшие школьники
С 7 лет образ жизни ребенка меняется: ведущим типом деятельности становится обучение. Часто смена свободы на необходимость подчиняться правилам приводит к кризису. У семилетки он выражается в манерности, неуправляемости, замкнутости.
Младшие школьники очень зависимы от внешних оценок: им хочется получать признание от учителей, родителей, сверстников.
Возрастные особенности ребенка 7–11 лет:
- утрата детской непосредственности;
- развитие словесно-логического мышления;
- способность письменно излагать свои мысли;
- навыки быстрого письма;
- совершенство воли, самоконтроля;
- потребность в общении со сверстниками и одобрении.
Подростковый возраст
С 11–12 лет начинается «трудный» возраст. Дети вступают в пору подросткового (пубертатного) периода. Происходит перестройка эндокринной системы, появляются вторичные половые признаки (у девочек на год-полтора раньше, чем у мальчиков). Вследствие гормональных изменений подросток становится неуправляемым, у него снижается работоспособность, ухудшается школьная успеваемость.
В пубертатный период у подростков нарушено психическое равновесие.
Они становятся ранимыми, раздражительными, очень уязвимы и конфликтны. Стараясь самоутвердиться, дети могут проявлять жестокость по отношению к сверстникам. Самооценка неустойчива, зависима от внешнего влияния.
Характерные качества школьников пубертатного периода:
- неуправляемость, агрессивное поведение;
- максимализм;
- нежелание подчиняться авторитету взрослых;
- эмоциональная неустойчивость:
- враждебность;
- отчуждение;
- плаксивость;
- снижение мотивации к обучению и творчеству;
- критическое отношение к окружающим.
Юношество
На юношество приходится период старшего школьного возраста и этап выбора жизненного пути, профессии (15–20 лет).
Юношам в это время присуща «философская интоксикация»: раздумья, постоянные сомнения.
Часто такие размышления мешают практической деятельности. У девушек сильнее развито конкретное мышление, у юношей – абстрактное.
Юношеская психология такова, что общительный молодой человек часто становится замкнутым, а любознательный – равнодушным, апатичным. Юноши склонны переоценивать свою значимость и уникальность для окружающих.
Появляется новое чувство – любовь к противоположному полу.
Особенности юношества:
- эгоизм;
- ориентация:
- на внутренние ценности;
- на идеалы;
- на мировоззрение;
- страх перед будущим;
- зависимая самооценка;
- стремление к самостоятельности, самореализации;
- формирование профессиональных интересов.
Особенности воспитания
В раннем возрасте биологическое и психическое развитие (процессы мышления, памяти, воля) идет очень интенсивно, но неравномерно.
Для воспитания существуют сенситивные периоды – оптимальное время для развития и становления личности.
Как правильно учитывать возрастные особенности при воспитании детей:
- Младенчество. Задача родителей – помочь малышу сориентироваться во внешнем мире, научить обращаться с предметами. Ощутив самостоятельность, ребенок легко проходит кризис 1 года.
- Ясельный возраст. Задача взрослого на этом этапе – помочь малышу развивать речевое общение и предметную деятельность. При прохождении кризиса трехлеток важно предоставить ребенку самостоятельность, но не потакать его капризам.
- Дошкольники. Взрослые должны через игру направлять малыша на развитие навыков общения, приобщать к социальным нормам. Желательно обращать внимание на интересы детей, их увлеченность творчеством. Нужно вести подготовку ребенка к школе, быть для него примером для подражания. При кризисе 7 лет нужно с уважением относиться к личности малыша, поощрять его самостоятельность.
- Младшие школьники. Задача взрослого – помочь школьнику адаптироваться к новому виду деятельности – учебе. Пройти кризис 13 лет поможет участие в жизни ребенка, уважительное отношение к нему и его проблемам.
- Пубертатный период. Родителям следует считаться с мировоззрением подростка, прислушиваться к его потребностям, проявлять заботу и понимание.
- Юношество. Задача семьи – направить внимание юноши на профессиональную сферу, оказывать поддержку в период перехода от детства к взрослой жизни, уважать его стремления.
Советы психологов
Ольга Маховская – психолог, кандидат психологических наук. Сотрудник Института психологии РАН.
Дошкольникам трудно разрешать конфликты по 2 причинам: у них еще не сформировано абстрактное мышление, им трудно посмотреть на ситуацию извне, оценить ее в целом. Они еще не умеют ставить себя на место взрослого. Не заставляйте ребенка слепо подчиняться, всегда объясняйте ему свое решение.
Лариса Суркова. Семейный и детский психолог, кандидат психологических наук. Многодетная мама.
Основные симптомы кризиса 3 лет – истерики, упрямство и протест. Сложности этого возраста проще пережить, если вы проведете профилактическую работу. Пусть в жизни вашего ребенка будут слова «нельзя» и «нет» – но в разумных пределах.
Опыт родителей
Ольга, 34. Мать двоих сыновей (3,5 и 7 лет).
Старший сын пошел в школу, и если раньше он много времени играл, то сейчас нужно уделять время учебе. Вижу, что ему иногда сложно, но стараюсь не заставлять, а убеждать (например, обещаю дать поиграть планшет, когда закончит). Если ему нужен отдых – разрешаю порисовать или выпить чай, но не даю гаджеты, а то совсем задания не сделает.
Вероника, 37. Мать дочери (13 лет).
Полгода назад дочка стала молчаливой, начала грубить мне, забросила учебу. Я злилась, ругала ее. Оказалось, что она поссорилась с подружкой, глубоко это переживала. Я всегда стараюсь узнать, как ее дела, никогда не говорю: «Твои проблемы – ерунда». Чувствую, что она мне стала больше доверять, если нужно – просит помощи, да и учеба наладилась.
[adinserter block="5"]