6 причин агрессивного поведения у детей
Содержание
Первые признаки агрессии возникают в возрасте до года. Со временем они либо исчезают, либо развиваются. Если пустить на самотек этот процесс, то с каждым годом ребенок будет сильнее проявлять озлобленность и раздражение, что чревато проблемами со здоровьем и нахождением в социуме. Чтобы бороться с состоянием, надо понимать, какие есть причины агрессии у детей.
Кризис в развитии
С каждым этапом взросления малыш получает новые знания и навыки. Дети стремятся применять их на практике. Это не всегда находит отклик. Чаще родители не замечают, что ребенку требуется новая форма общения, больше свободы действий. Многие продолжают вести себя с детьми по-прежнему. Когда потребность не удовлетворяется, возникает агрессия.
Скорректировать нежелательное поведение помогут рекомендации:
- С каждым новым этапом развития давайте ребенку чуть больше самостоятельности в действиях, принятии решений.
- Не высмеивайте его попытки вести себя с вами на равных, казаться старше, серьезнее.
- Если малыш уже разговаривает и активно познает мир, ведите с ним диалоги. Закрепляйте изученное, поощряйте тягу к знаниям.
- На примере героев сказок показывайте, как неприглядно выглядит злой персонаж. Поясняйте, как контролировать свои эмоции, разговаривать спокойно, доносить мысли, а не злиться.
Сильный темперамент
Дети с сильным темпераментом громко разговаривают, быстро бегают, не желают отдыхать, если этого им действительно не хочется. Нередко таких деток называют гиперактивными из-за особенностей развития центральной нервной системы. У них есть острая потребность быть максимально загруженными играми, интересным обучением, активной деятельностью.
В случае недостатка активности или попыток пресечения ее взрослыми малыш начинает капризничать, проявлять непослушание. Он может открыто протестовать с помощью криков, плача.
Темперамент – это предпосылка к будущему поведению. Ребенку часто физически сложно сидеть на месте смирно, поэтому наберитесь терпения, организуйте жизнь малыша, чтобы его активность всегда находила хорошую форму. Чтобы приостановить развитие агрессивного поведения, помогайте малышу расходовать энергию:
- Отдайте его в спортивную секцию.
- Чаще гуляйте, выезжайте на природу.
- Активно играйте дома.
- Контролируйте собственные негативные эмоции.
Физиологический дискомфорт
Маленькие дети, особенно в младенческом возрасте и до 2 лет, не могут описать, чем обусловлен их дискомфорт. Они не умеют разговаривать, не знают нужных слов. Выражать эмоции посредством напряжения и плача, активной жестикуляции – единственное средство коммуникации. Причин дискомфорта может быть много:
- туго затянутая шапочка или пеленка;
- врезающиеся края одежды (горловина, рукава, паховая область);
- колющийся свитер, шапка, шарф;
- мокрый памперс;
- голод;
- жажда;
- малыш мерзнет или ему жарко;
- болезненные ощущения.
В такой ситуации родителям надо внимательно осмотреть ребенка, устранить причину.
Разговаривающим деткам важно объяснять ситуацию. Со временем он обучится словам, которые описывают потребности, проблемы с самочувствием. Так малыш научится распознавать эмоции, контролировать их.
Конфликты в семье
Поведение и эмоциональный фон детей напрямую зависят от обстановки дома. Когда родители часто конфликтуют, дети пытаются перенять эту модель поведения. Маленькие используют ее в общении со сверстниками. Особенно ярко это проявляется в детском саду, а потом – и школе. Ребенок, часто вовлекаемый в конфликты между отцом и матерью, испытывает чувство страха и незащищенности. Это обратная сторона агрессии.
Отдельно отмечают семьи, где словесным наказаниям предпочитают физические. В них дети вырастают неуравновешенными, преисполненными скрытой агрессии.
Со временем это выливается в частые вспышки гнева. Им характерно желание нанести физическое увечье любому обидчику, а не разбираться в конфликте.
Избежать неприятных последствий возможно, поддерживая дома теплую дружелюбную атмосферу. Ругаться при детях не стоит, все должно решаться мирным путем. Научитесь извиняться, если не сдержались. Справиться с серьезной проблемой помогут только сеансы психотерапии.
Ситуационные факторы, вызывающие детскую агрессивность
Часть событий сами по себе способны вызвать яркие приступы гнева и раздражительности. Это:
- необходимость выполнять какие-то задания;
- длительная поездка;
- плохая оценка;
- высокие требования учителя;
- ограничения в поведении, действиях;
- незнакомая обстановка.
Чаще таковы причины агрессии у детей дошкольного возраста и учеников начальных классов. Они сложнее идут на компромиссы, недостаточно хорошо оценивают сопутствующие обстоятельства.
Важно не реагировать на агрессивность телесными наказаниями.
Не акцентируйте внимание на личности, обсуждайте только поступок и поведение. Важно: порой ребенку непросто признать свою неправоту, поэтому не ругайте его после вспышки агрессии публично. Проводите беседу тет-а-тет. Повлиять могут:
- тематические беседы;
- подробный анализ ситуации;
- коррекционная работа с психологом;
- аналоги из сказок, мультфильмов, кино.
Нехватка положительных эмоций
Недостаток любви и ласки со стороны родителей приводит к повышенной агрессивности. Потребность проявляется в гневных вспышках, неконтролируемом поведении. Они происходят и дома, и в детском саду или школе. Агрессия – быстрый способ привлечь внимание, показать потребность в эмоциональном контакте с родными. Важно, что даже спустя много лет стойкое агрессивное поведение из-за нехватки любви может остаться привычным способом реагировать.
Справиться поможет только работа над собой со стороны родителей. Нельзя допускать равнодушного отношения к малышу.
Дети должны чувствовать любовь папы и мамы. Тогда они становятся жизнерадостными, дружелюбными, уверенными в себе, а также меньше конфликтуют с окружающими.
Отличие детской агрессии и справедливого гнева
Агрессия возникает из-за сторонних факторов. Иногда не совсем обоснованно, иногда под влиянием окружающей среды. Ситуации, в которых малыш злится по конкретной и объективной причине – это не агрессия, а справедливый гнев. Возникает он не пустом месте:
- взрослые не сдержали данное ребенку обещание;
- забыли о чем-то важном для малыша;
- проигнорировали просьбу.
Злясь, малыш стремится восстановить справедливость и свои границы, а не просто бездумно гневится. Важно отличать эти два состояния, чтобы выбрать тактику. Нельзя ругать, отмахиваться. Надо как можно быстрее устранить причину, которой вызвано объективное недовольство.
[adinserter block="5"]