Как научить ребенка говорить букву Р быстро и правильно
Содержание
Правильное произношение букв и звуков – залог хорошей учебы в школе, ведь от этого зависит чтение и грамотное письмо. Многие дошкольники не могут правильно произносить звук Р, ведь по артикуляции он относится к самым сложным. Проблему можно исправить самостоятельно, занимаясь с малышом дома логопедической гимнастикой в игровой форме.
Почему ребенок не выговаривает букву Р
Для правильного произношения у ребенка должен быть развит речевой аппарат. Это происходит до 5 лет, т. е. до этого возраста малыш может самостоятельно научиться выговаривать букву Р. Если у 5-6-летнего ребенка нет четкой или правильной артикуляции, необходимы консультация логопеда и выполнение специальных упражнений.
Невыговаривание буквы Р происходит по нескольким причинам. Их описание и способы решения:
- Слабое развитие артикуляционного аппарата – тренировка мышц языка, щек, губ, голосовых связок. Ребенку предлагается больше широко улыбаться, корчить рожи, гримасничать.
- Нарушение звукопроизношения – ребенок не может выговорить буквы Р из-за проблем с порядком чередования шипящих и свистящих звуков. Надо выполнять упражнения на эти звуки.
- Аномалии подъязычной уздечки – малыш не может дотянуться до неба и произнести Р из-за малоподвижной, короткой или утолщенной перепонки под языком. Решается проблема хирургическим путем (подрезанием) или упражнениями для растягивания уздечки.
- Нарушение фонематического слуха – ребенок воспроизводит только те звуки, которые четко слышит. Это выражается в пропуске букв или их замене на похожие. Исправить проблему помогут коррекционные занятия с логопедом.
- Неправильный прикус – признак патологии – выдвинутая вперед нижняя или верхняя челюсть. Дефект исправляется врачом-ортодонтом.
- Нарушение дыхания – дыхание сопровождается неправильным направлением воздуха, что приводит к искажению звука Р. Причины состояния кроются в проблемах с сердцем и легкими, увеличенных аденоидах. Показано использовать чередование речевой и физической нагрузок.
Неправильное артикуляция
По мере развития речевого аппарата ребенок может произносить звук Р неправильно. Такая ситуация требует корректировки в виде дополнительных логопедических упражнений. Примеры неправильного произношения:
- Грассирующая Р (картавость) – горловое произношение происходит за счет гортанного язычка. В этом случае придется учить малыша говорить букву языком.
- Выпадение буквы – ребенок просто не произносит Р при озвучивании слова (таракан – таакан).
- Замещение звука и буквы – малыш воспроизводит слова с буквой Р, меняя или удаляя окончание или меняет букву на более удобную (коробка – колобка).
Когда необходимо обращение к логопеду
Консультация специалиста необходима при любой форме – невыговаривании и неправильном произношении звука Р. Логопед поможет:
- установить причину проблемы;
- составить индивидуальный план занятий по коррекции речи;
- определить необходимость консультации невролога для исключения нарушений развития мозговой деятельности (дислалия, дизартрия).
Как поставить звук Р в домашних условиях
Улучшить произношение и исправить проблему можно самостоятельно, занимаясь с малышом дома по определенной системе. Забавные упражнения понравятся ребенку и постановка звука р будет проходить в игровой форме. Рекомендации взрослым по проведению занятий:
- Проявите терпение и упорство – делайте упражнения ежедневно по 15–20 минут 2 раза в день.
- Прорабатывайте детали на собственном примере – для малышей до 5 лет. Детям постарше подарите зеркало для отслеживания правильности выполнения упражнений.
- Проводите занятие только тогда, когда ребенок здоров, бодр и весел.
- Не заставляйте малыша заниматься насильно. Увлеките его игрой, плавно переходящей в выполнение упражнений.
- Хвалите сына или дочь даже за небольшие успехи.
- Просмотрите онлайн-упражнения в интернете для правильной отработки деталей.
Научить ребенка правильно выговаривать слова можно только при комплексном подходе. Способы постановки звука Р:
- Логопедическая или артикуляционная гимнастика – состоит из трех этапов подготовки: упражнения для языка («иголка», «качели», «варенье»), губ («хоботок», «заборчик») и дыхательной зарядки для тренировки правильного выдоха («свеча», «парашютик»). Развитые лицевые мышцы и сильное дыхание помогут малышу выговорить звук Р.
- Массаж и занятия для растягивания уздечки – помогут избежать консервативного лечения.
- Постановка – заключается в отработке мягкого и твердого Р, механическом воздействии – применение ватной палочки или деревянной лопаточки для исправления звучания, создания вибрации.
- Закрепление звука Р – состоит в проговаривании слогов, звуков, слов, предложений, скороговорок, потешек для автоматизации полученных знаний.
Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка
Произношение звуков – непростой для малыша двигательный навык. Для его развития необходимы логопедические упражнения на звук Р. Их значение:
- укрепление мышц губ, языка, мягкого неба и щек;
- развитие подвижности органов, участвующих в процессе произношения буквы Р (диафрагма, пищевод, гортань);
- четкое произношение звуков, предложений, слов.
Упражнения для выговаривания буквы Р
Существует несколько вариантов занятий с ребенком по постановке звука Р. Один из эффективных вариантов включает следующие упражнения:
- «Гармошка» – рот приоткрыт, широкая улыбка. Кончик языка надо прислонить к верхнему небу и не двигать им, нижней челюстью совершать движения вверх-вниз (10–15 повторов).
- «Кисточка» – рот открыт, язык выполняет роль малярной кисти, которой надо покрасить сначала верхние зубы внутри и снаружи, потом слева-направо, затем нижние – в той же последовательности. Движения выполняются неторопливо, 10 раз.
- «Цоканье» – имитация звука копыт скачущей лошадки. Надо открыть рот, прижать к небу язык и щелкнуть им до появления характерного звука (15–20 раз).
- «Индюк» – рот приоткрыть, кончиком языка провести по верхней губе вперед-назад, произнося звуки «бл-бл-бл» на манер индюка (15–20 раз).
- «Часы с кукушкой» – рот приоткрыт, губы растянуты в широкой улыбке. Высунуть язык и его кончиком дотянуться сначала до правого уголка рта, потом – до левого (15 раз).
- «Моторчик» – имитация звука работающего двигателя. Язык прижать к верхнему небу, под него подставлен палец или шпатель. Надо сильно выталкивать воздух, произнося протяжно звук «д». В это время следует совершать быстрые колебательные движения пальцем под языком из стороны в сторону. При выполнении упражнения язык напряжен, а его кончик расслаблен, вибрирует (5–7 раз).
- «Лягушка» – губы растянуты в широкой улыбке, рот приоткрыт и видны зубы. Уголки губ растягиваются максимально в разные стороны и фиксируются в таком положении на 5 секунд (10 раз).
- «Болтушка» – рот приоткрыт, кончик языка качается верхней губы. Движения совершаются языком влево-вправо, напоминая поддразнивание (15-20 раз).
- «Зубная щетка» – рот приоткрыт, губы неподвижны и растянуты в улыбке, зубы видны. Кончиком языка надо почистить сначала нижние зубы слева направо и вверх-вниз (10–15 раз).
Упражнения для растяжения уздечки языка
Правильное положение языка при произношении буквы Р можно добиться с разработанной подъязычной перепонкой. Устранить ее дефекты помогут регулярные тренировки с помощью эффективных упражнений:
- «Дотянись до носа» – кончиком языка стараться дотянуться до носа в течение 5–7 секунд (10 повторов).
- «Трубочка» – зубы сомкнуть, губы напрячь и вытянуть максимально вперед. Задержаться в таком положении 5–7 секунд (10 раз).
- «Котенок» – имитация лакания молока котенком в медленном темпе, с небольшим напряжением языка и нижней челюсти (10–15 раз).
- «Барабанщик» – рот открыт, надо быстро произносить звук «Д», стуча кончиком языка по внутренней части верхних передних зубов (10 раз по 7 секунд).
Скороговорки для выговаривания буквы Р
Для закрепления полученных умений и навыков используются скороговорки, содержащие слова со звуком Р. Несколько примеров:
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
- У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.
- Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
- Хорош в дорожку пирог с горошком.
- Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.
- Скажет друг дружке, а дружка – подружке, а подружка – борову, а боров – всему городу.