Мосмама

Психогимнастика для детей в детских садах

Существует эффективный метод социальной оптимизации личности, при котором участники общаются и проявляют себя без помощи слов. Он называется психогимнастикой. Эффективная методика является важной составляющей во многих дошкольных и школьных заведениях.

Польза психогимнастики для детей

Методика направлена на устранение непоседливости, истощаемости и утомляемости у малышей, обладающих замкнутым или вспыльчивым характером. При детальном рассмотрении психогимнастики можно рассмотреть плюсы:

  • Анализ эмоций и их изучение. Во время занятий ребенок знакомится с миром чувств, проходит обучение, в результате которого может управлять собой, не делать порывистых движений.
  • Избавление от комплексов в общении с людьми. Ребенок перестает бояться общения, идет на контакт.
  • Снятие психического напряжения. При формировании личности ребенка важно научить его уходить от стрессов и блокировать такие состояния, сводить на нет богатое воображение, страхи.
  • Самовыражение. В процессе работы дети проявляют фантазию, актерские данные. Вместе с другими они учатся, перенимая полезные навыки друг у друга.
  • Улучшение мимики, жестов, речи. Движения у детей чаще скованные. Занятия помогают расслабиться и обрести естественность. Психогимнастические упражнения для дошкольников помогут избавиться от хаотичных движений.

Составляющие психогимнастики

Методика проведения

Психогимнастика для дошкольников различается в зависимости от возраста ребенка. К малышу 2–3 лет применяется один подход, а вот к ребенку дошкольного или уже школьного возраста – другой. Основная особенность психогимнастических занятий в том, что по сути это игра. Каждое упражнение – сценка в театральном кружке, которую разыгрывают дети. Фоном всегда звучит специально подобранное к уроку музыкальное сопровождение.

Перед началом занятий проводится разминка для расслабления. Объекты внимания на занятии – голоса, люди, эмоции, одежда, предметы, звуки, сказочные персонажи, карточки с различными изображениями.

Психогимнастика для младших школьников включает в себя и индивидуальный тренинг.

Упражнения, выполняемые в одиночестве, направлены на формирование правильной мимики лица, снятие эмоционального напряжения. Одно занятие занимает от 20 до 40 минут.

Структура занятий

Упражнения для детей 2–3 лет

Заниматься психогимнастикой можно начинать примерно с 2 лет. Дети в этом возрасте уже воспринимают инструкции. Малыши с помощью педагога изображают на лице разные эмоции: спокойствие, печаль, радость, злость. Им предлагаются разные упражнения в игровой форме. Примеры:

  • Пылинки и пылесос. Дети выступают в роли первых, воспитатель их собирает. Сначала пылинки медленно танцуют в солнечных лучах. Потом начинает работать пылесос. Пылинки кружатся вокруг себя все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает: кого коснется, тот выходит из игры. Цель психогимнастики – эмоциональное и мышечное расслабление. Когда ребенок оседает на пол, плечи и спина расслабляются, руки опускаются, голова наклоняется вниз.
  • Кошка и мышки. Играют только дети. Два мышонка должны перейти дорогу, но на ней спит котенок. Они крадутся на носочках, останавливаются, показывают друг другу знак «тише!». Во время упражнения развивается мимика, групповое взаимодействие.
  • Слушай хлопки. Дети идут по кругу. Когда воспитатель хлопает в ладоши один раз, малыши останавливаются и принимают позу аиста. Если ведущий делает 2 удара, играющие имитируют лягушку. На 3 хлопка ходьба возобновляется. Во время такой психогимнастики развивается слуховое восприятие.
  • Вот так позы. Малыши по очереди принимают разные положения. Другие дети должны запомнить их и повторить. Упражнение формирует внимание.
  • Поводырь. Один малыш изображает незрячего человека. Он кладет руку на плечо друга, который становится поводырем. В медленном темпе пара передвигается по залу, преодолевая препятствия. Потом дети меняются местами. Упражнение развивает доверие к партнеру.

Упражнение Ласковый ветерок

Психогимнастика для детей 3–4 лет

В этом возрасте важно развивать эмоциональное общение, дать возможность ребятам подружиться. Примеры психогимнастики для малышей 3–4 лет:

  • Покажи меня. Суть – в копировании других людей. Для тренировки детям предлагают без слов изобразить, как улыбается мама, хмурится строгий доктор, пугаются трусливые животные и другие эмоции.
  • Зеркало. Участники встают напротив друг друга парами. Один из них играет роль отражения в зеркале. Один ребенок выполняет разные игровые действия с воображаемыми предметами (расчесывание, чистка зубов и т. д.). Игрок-отражение точно их повторяет, сохраняя зеркальность. Упражнение развивает внимание, моторику.
  • Изобрази героев. Для выражения своих чувств малыш должен научиться их правильно демонстрировать. Педагог своим подопечным предлагает сыграть эпизод из известной сказки. Например, Красная Шапочка идет к бабушке (на лице – радость). По пути встречаются дровосеки (любопытство, улыбка), потом появляется на пути волк (испуг). Во время игры дети не только используют мимику, но и двигаются.
  • Игра в мяч. Участникам группы предлагаются оценки героев: Колобок – глупый, Баба-Яга – добрая, Лиса – хитрая и другие. Малыши четко должны понимать, о ком идет речь. Для согласия с утверждением воспитанник ловит мяч, при несогласии – пропускает. Упражнение развивает внимание.
  • Прощание. Под веселую музыку малышам предлагается улыбаться друг другу, хлопать в ладоши, обнять друзей. Невербальное общение следует закончить исполнением коллективной песни, взаимным пожеланием хорошего настроения. Особенно важно такое упражнение для эмоционально закрытых дошкольников.

Этюд Рисуем на ладошках

Упражнения для школьников

Воспитанники начальных классов активны, поэтому в сборник занятий включены подвижные игры. Младшие школьники 6–11 лет еще испытывают робость перед сверстниками и коллективом, поэтому работа педагогов направлена на ее преодоление. Пример психогимнастических игр:

  • Прорвись в круг. Ребенка, который испытывает сложности с общением со сверстниками, отводят в сторону. Остальные товарищи создают круг, берутся за руки. Воспитанник должен разбежаться, прорвать круг, проникнуть в него.
  • Доверяй падение. Две пары школьников встают друг за другом. Педагог становится между ними для страховки. Один ученик падает, другой – его ловит. Падающий должен закрыть глаза, расслабиться. Упражнение развивает доверие к сверстникам, уверенность в их поддержке.
  • Кто есть кто. Учащиеся разбиваются на пары. Один игрок изображает всем известного сказочного персонажа, например, Кота в сапогах, Буратино или других, а другой – угадывает. Школьники при помощи жестов и мимики демонстрируют не только внешние данные героя, но и повадки. Упражнение дается для развития наблюдения за чертами характера людей.

Этюд Пожалуйста

Психогимнастика для подростков

Тренинг для старших школьников включает в себя упражнения, раскрывающие личные ресурсы, особенности, возможности. В ходе психогимнастики у подростков снижается напряженность, скованность, повышается настроение. Педагогами поощряется свободное обсуждение любых тем, взаимооценка. Примеры упражнений:

  • Разговор через стекло. Упражнение на понимание состояния другого человека. Участникам тренинга нужно договориться о чем-либо без слов с помощью жестов.
  • Запретный плод. Формирование взаимодействия с членами коллектива, обучение невербальному поведению. Роль запретного плода играет любой выбранный предмет. Подростки по очереди показывают, как ведут себя, когда желание расходится с внутренними или внешними нормами.

Варианты игры Разговор через стекло

[adinserter block="5"]

Видео

Понравилась статья?
поделитесь с друзьями:
<