Психогимнастика для детей в детских садах
Содержание
Существует эффективный метод социальной оптимизации личности, при котором участники общаются и проявляют себя без помощи слов. Он называется психогимнастикой. Эффективная методика является важной составляющей во многих дошкольных и школьных заведениях.
Польза психогимнастики для детей
Методика направлена на устранение непоседливости, истощаемости и утомляемости у малышей, обладающих замкнутым или вспыльчивым характером. При детальном рассмотрении психогимнастики можно рассмотреть плюсы:
- Анализ эмоций и их изучение. Во время занятий ребенок знакомится с миром чувств, проходит обучение, в результате которого может управлять собой, не делать порывистых движений.
- Избавление от комплексов в общении с людьми. Ребенок перестает бояться общения, идет на контакт.
- Снятие психического напряжения. При формировании личности ребенка важно научить его уходить от стрессов и блокировать такие состояния, сводить на нет богатое воображение, страхи.
- Самовыражение. В процессе работы дети проявляют фантазию, актерские данные. Вместе с другими они учатся, перенимая полезные навыки друг у друга.
- Улучшение мимики, жестов, речи. Движения у детей чаще скованные. Занятия помогают расслабиться и обрести естественность. Психогимнастические упражнения для дошкольников помогут избавиться от хаотичных движений.
Методика проведения
Психогимнастика для дошкольников различается в зависимости от возраста ребенка. К малышу 2–3 лет применяется один подход, а вот к ребенку дошкольного или уже школьного возраста – другой. Основная особенность психогимнастических занятий в том, что по сути это игра. Каждое упражнение – сценка в театральном кружке, которую разыгрывают дети. Фоном всегда звучит специально подобранное к уроку музыкальное сопровождение.
Перед началом занятий проводится разминка для расслабления. Объекты внимания на занятии – голоса, люди, эмоции, одежда, предметы, звуки, сказочные персонажи, карточки с различными изображениями.
Психогимнастика для младших школьников включает в себя и индивидуальный тренинг.
Упражнения, выполняемые в одиночестве, направлены на формирование правильной мимики лица, снятие эмоционального напряжения. Одно занятие занимает от 20 до 40 минут.
Упражнения для детей 2–3 лет
Заниматься психогимнастикой можно начинать примерно с 2 лет. Дети в этом возрасте уже воспринимают инструкции. Малыши с помощью педагога изображают на лице разные эмоции: спокойствие, печаль, радость, злость. Им предлагаются разные упражнения в игровой форме. Примеры:
- Пылинки и пылесос. Дети выступают в роли первых, воспитатель их собирает. Сначала пылинки медленно танцуют в солнечных лучах. Потом начинает работать пылесос. Пылинки кружатся вокруг себя все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает: кого коснется, тот выходит из игры. Цель психогимнастики – эмоциональное и мышечное расслабление. Когда ребенок оседает на пол, плечи и спина расслабляются, руки опускаются, голова наклоняется вниз.
- Кошка и мышки. Играют только дети. Два мышонка должны перейти дорогу, но на ней спит котенок. Они крадутся на носочках, останавливаются, показывают друг другу знак «тише!». Во время упражнения развивается мимика, групповое взаимодействие.
- Слушай хлопки. Дети идут по кругу. Когда воспитатель хлопает в ладоши один раз, малыши останавливаются и принимают позу аиста. Если ведущий делает 2 удара, играющие имитируют лягушку. На 3 хлопка ходьба возобновляется. Во время такой психогимнастики развивается слуховое восприятие.
- Вот так позы. Малыши по очереди принимают разные положения. Другие дети должны запомнить их и повторить. Упражнение формирует внимание.
- Поводырь. Один малыш изображает незрячего человека. Он кладет руку на плечо друга, который становится поводырем. В медленном темпе пара передвигается по залу, преодолевая препятствия. Потом дети меняются местами. Упражнение развивает доверие к партнеру.
Психогимнастика для детей 3–4 лет
В этом возрасте важно развивать эмоциональное общение, дать возможность ребятам подружиться. Примеры психогимнастики для малышей 3–4 лет:
- Покажи меня. Суть – в копировании других людей. Для тренировки детям предлагают без слов изобразить, как улыбается мама, хмурится строгий доктор, пугаются трусливые животные и другие эмоции.
- Зеркало. Участники встают напротив друг друга парами. Один из них играет роль отражения в зеркале. Один ребенок выполняет разные игровые действия с воображаемыми предметами (расчесывание, чистка зубов и т. д.). Игрок-отражение точно их повторяет, сохраняя зеркальность. Упражнение развивает внимание, моторику.
- Изобрази героев. Для выражения своих чувств малыш должен научиться их правильно демонстрировать. Педагог своим подопечным предлагает сыграть эпизод из известной сказки. Например, Красная Шапочка идет к бабушке (на лице – радость). По пути встречаются дровосеки (любопытство, улыбка), потом появляется на пути волк (испуг). Во время игры дети не только используют мимику, но и двигаются.
- Игра в мяч. Участникам группы предлагаются оценки героев: Колобок – глупый, Баба-Яга – добрая, Лиса – хитрая и другие. Малыши четко должны понимать, о ком идет речь. Для согласия с утверждением воспитанник ловит мяч, при несогласии – пропускает. Упражнение развивает внимание.
- Прощание. Под веселую музыку малышам предлагается улыбаться друг другу, хлопать в ладоши, обнять друзей. Невербальное общение следует закончить исполнением коллективной песни, взаимным пожеланием хорошего настроения. Особенно важно такое упражнение для эмоционально закрытых дошкольников.
Упражнения для школьников
Воспитанники начальных классов активны, поэтому в сборник занятий включены подвижные игры. Младшие школьники 6–11 лет еще испытывают робость перед сверстниками и коллективом, поэтому работа педагогов направлена на ее преодоление. Пример психогимнастических игр:
- Прорвись в круг. Ребенка, который испытывает сложности с общением со сверстниками, отводят в сторону. Остальные товарищи создают круг, берутся за руки. Воспитанник должен разбежаться, прорвать круг, проникнуть в него.
- Доверяй падение. Две пары школьников встают друг за другом. Педагог становится между ними для страховки. Один ученик падает, другой – его ловит. Падающий должен закрыть глаза, расслабиться. Упражнение развивает доверие к сверстникам, уверенность в их поддержке.
- Кто есть кто. Учащиеся разбиваются на пары. Один игрок изображает всем известного сказочного персонажа, например, Кота в сапогах, Буратино или других, а другой – угадывает. Школьники при помощи жестов и мимики демонстрируют не только внешние данные героя, но и повадки. Упражнение дается для развития наблюдения за чертами характера людей.
Психогимнастика для подростков
Тренинг для старших школьников включает в себя упражнения, раскрывающие личные ресурсы, особенности, возможности. В ходе психогимнастики у подростков снижается напряженность, скованность, повышается настроение. Педагогами поощряется свободное обсуждение любых тем, взаимооценка. Примеры упражнений:
- Разговор через стекло. Упражнение на понимание состояния другого человека. Участникам тренинга нужно договориться о чем-либо без слов с помощью жестов.
- Запретный плод. Формирование взаимодействия с членами коллектива, обучение невербальному поведению. Роль запретного плода играет любой выбранный предмет. Подростки по очереди показывают, как ведут себя, когда желание расходится с внутренними или внешними нормами.