Мосмама

Заикание у детей

Логоневроз (заикание) у детей — распространенное нарушение речи. Характеризуется дефектом воспроизведения отдельных звуков или слов. По статистике, заиканием страдает около 1,5% детей младше 15 лет. Патология у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Прогноз при логоневрозе зависит от причины появления и метода лечения.

Что такое заикание

Логоневроз или заикание – это расстройство темпа, плавности и ритма речи. Оно спровоцировано частыми судорожными сокращениями мышц артикуляционного, голосового или дыхательного отдела голосового аппарата. В зависимости от типа нарушения, заболевание проявляется повтором слогов и слов, растягиванием гласных, добавлением лишних звуков и слогов.

При врожденном типе патологии заикание появляется при первых попытках малыша говорить. Приобретенное расстройство развивается в любом возрасте. Лечение логоневроза носит комплексный характер, его продолжительность зависит от причины нарушения, степени его выраженности.

Заикание

Формы заикания

Заболевание классифицируют с учетом механизма развития. Существует две формы: невротическая, неврозоподобная. Первая связана с нарушениями функции речевого аппарата без его повреждения. Неврозоподобная форма развивается в результате патологий нервной системы. По характеру течения существуют следующие виды заикания у детей:

  • Патологическое. Носит врожденный характер, появляется из-за генетических отклонений или нарушений внутриутробного развития. Плохо поддается лечению, часто сохраняется у взрослых.
  • Тоническое. Проявляется паузами в середине слова, растягиванием гласных. При выполнении специальных упражнений, дефект со временем устраняется. Среди причин тонического логоневроза – болезни центральной нервной системы.
  • Клоническое. Ребенок не может выговорить слог или букву, постоянно повторяет их. Основные причины клонического типа заболевания – психологическая травма или сильный испуг.
  • Комбинированное. Сочетает симптомы тонического и клонического заикания, с трудом корректируется.
  • Нестабильное. Заикание проявляется только в определенных обстоятельствах (страхе, волнении, стеснении).
  • Циклическое (волнообразное). Отличается периодами покоя, в течение которых ребенок говорит нормально. Такие промежутки могут длиться от нескольких месяцев, до нескольких дней.

Формы заикания

Признаки нарушения речи у ребенка

К основным симптомам нарушения речи относятся судороги речевого аппарата, изменения физиологического дыхания, бурная жестикуляция и логофобия. При заикании трудности возникают в начале или середине речи. Дыхание при логоневрозе неровное, сбивчивое, часто наблюдается одышка или частые вдохи.
Речь у детей, страдающих логоневрозом, сопровождается непроизвольным подергиванием мимических мышц, морганием, кусанием щек или губ. Присутствуют т.н. речевые уловки – ненужные звуки или слова, изменения интонации, ритма разговора или тембра голоса. Патология часто сопровождается потливостью, учащенным сердцебиением, бледностью кожи.

Специалисты выделяют три степени тяжести заболевания:

  • Легкая – проявляется запинками при спонтанной речи, сильном волнении.
  • Средняя – нарушения тембра заметны в монотонной речи, при чтении.
  • Тяжелая – речевые судороги постоянны, ребенок затягивает слова, вставляет лишние звуки. Характерны нарушения сердцебиения и дыхания при разговоре.

Типы течения заикания

Причины заикания у детей

Спровоцировать расстройство речи у малыша может сильная психическая травма, многоязычие в семье. Предрасполагающим факторами к развитию нарушения считают ускоренный темп речи, повышенные требования к произнесению слов или звуков, энурез (недержание мочи во сне), ночные кошмары.
Заикание у детей может сформироваться при длительном психологическом дискомфорте (травле в школе, неудачи в обучении или творчестве). Причины заикания у детей 5 лет и старше часто связаны с неудачной социализацией, боязнью других людей.

Врожденное заикание

Логоневроз врожденного характера появляется в результате генетических мутаций, особенностей наследственности. Причиной могут быть разные патологии беременности и родов:

  • гипоксия плода;
  • гемолитическая болезнь;
  • эклампсия;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы;
  • врожденная слабость мускулатуры речевого аппарата;
  • детский церебральный паралич;
  • токсикоз;
  • врожденные челюстно-лицевые патологии (волчья пасть, заячья губа);
  • вирусные инфекции у беременной.

Причины заикания

Приобретенное речевое нарушение

Детское заикание приобретенного характера возникает из-за психологических расстройств, системных патологий или заболеваний центральной нервной системы (дизартрия). К основным причинам нарушения речи относят:

  • рахит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые инфекционные заболевания (полиомиелит, коклюш и др);
  • испуг;
  • неблагоприятную обстановку в семье;
  • настойчивые попытки переучить левшу;
  • геморрагический инсульт;
  • гипотиреоз.

Диагностика

Цель проведения диагностики – установление причины, типа и степени заикания. Обследование проводят логопед, невролог, психолог и педиатр. В некоторых случаях требуется консультация хирурга. Важен тщательный сбор анамнеза, исследование развития ребенка. В процессе диагностики оценивают локализацию, форму и частоту судорог. Исследуют звукопроизношение, фонематический слух. Дополнительно проводят:

  • обследование кровенаполнения мозговых артерий и вен;
  • компьютерную томографию головного мозга;
  • электроэнцефлографию.

Диагностика заиканий

Лечение заикания у детей

Коррекция детского заикания направлена на устранение причины дефекта речи и непосредственно самого нарушения. Проводится психолого-педагогическая терапия и лечебно-оздоровительные мероприятия. В первую группу входит работа с психологом или психотерапевтом, гипнологом, логопедом. Лечебно-оздоровительные мероприятия предполагают общеукрепляющие процедуры (физиотерапию, лечебную физкультуру), применение лекарств, массажа.

Логопедические упражнения

Речевые тренировки с логопедом проводятся в два этапа:

  • Подготовительный. Создают щадящий режим, доброжелательную атмосферу, демонстрируют правильную речь.
  • Тренировочный. Обучают разным видам речи: шепотной, ритмической, сопряженно-отраженной и т.д. Широко применяют пение, ручной труд (рисование, лепку). В завершении этапа создают условия для интенсивной тренировки: занятия переносят в группу, общественные места. Закрепляют правильную речь в различных ситуациях.

Пение при заикании

Дыхательная гимнастика

Выполнение гимнастики для дыхания помогает отрегулировать ритм и плавность речи, укрепляет мышцы гортани, помогает лучше владеть языком. Упражнения для заикающихся детей сопровождаются произнесением звуков, слов.
В комплекс дыхательной гимнастики входят такие варианты тренировки:

  • Ладошки. Нужно встать прямо, сомкнуть губы, руки поднять наверх. Медленно, с шумом вдохнуть и выдохнуть. Важно, чтобы плечи при дыхании не поднимались. Повторить 8-10 раз.
  • Погончики. Исходное положение: стоя, руки, сжатые в кулаки, на талии. Нужно 8 раз вдохнуть и выдохнуть, постепенно толкая кулаки вниз. Цикл повторить 3 раза.
  • Насос. Исходное положение: стоя, наклонившись с опущенными вниз руками. Нужно сделать 8 коротких вдохов, выпрямиться, шумно, медленно выдохнуть.

Дыхательная гимнастика при заикании

Гипнотерапия

Применение гипноза подходит только подросткам старше 12 лет без психических отклонений. Метод эффективен при условии, что ребенок поддается гипнотическому влиянию. Цель применения способа – возможность выявить и устранить психологическую причину заикания. Специалисты применяют два основных метода гипноза:

  • Эриксоновский – проводится в виде разговора при слабом погружении в гипноз. Помогает пациенту определить страхи и осознать их незначительность.
  • Суггеститивный – специалист погружает ребенка в глубокий транс, выявляет и разрешает внутренние конфликты, фобии.

Гипнологи советуют уделять время для самогипноза и аутогенного внушения. Пациент при этом должен проговаривать формулы самовнушения, создать образ себя без дефекта речи. Такие тренировки помогут расслабить мышцы речевого аппарата, диафрагму. Под гипнозом ребенок учится не реагировать на травмирующие факторы.
Во время сеансов гипноза снижаются невротические симптомы, запускаются механизмы защиты личности и психики. У ранимых, впечатлительных детей желание преодолеть недуг сильнее, чем у тех, кто не переживает из-за дефекта. Срабатывает мотивация освоить нормальную речь, что обуславливает быстрые результаты при гипнотерапии логоневроза.
Метод гипнотерапии

Медикаментозная терапия

К применению лекарственных средств прибегают при тяжелой степени логоневроза. Для лечения заикания у детей используют такие препараты:

  • Тенотен. Легкое успокоительное средство на основе растительных компонентов. Отпускается без рецепта, разрешен к применению для детей старше 3 лет.
  • Пантогам. Ноотропное средство, улучшает кровоснабжение головного мозга. Разрешен для применения у детей с 5 лет.
  • Пустырник форте. Биологически активная добавка с выраженным седативным действием. Применяется для детей старше 7 лет.
  • Глицин. Аминокислота, оказывает успокоительное действие, стимулирует питание клеток головного мозга. Не имеет противопоказаний.
  • Феназепам. Сильный транквилизатор, применяется для лечения у пациентов с психическими расстройствами. Противопоказан для детей младше 14 лет.
    Препараты при заикании

Народные средства при речевых нарушениях у детей

В домашних условиях для дополнения основного лечения допустимо использование народных средств. Травяные чаи, ингаляции и ванночки обладают расслабляющим и успокоительным действием, помогут заснуть, избежать стресса. Вот некоторые из эффективных средств:

  1. Отвар тмина, боярышника и мелиссы. Возьмите по 1 ст.л. всех ингредиентов, смешайте, залейте водой, кипятите 15 минут, процедите и остудите. Давайте ребенку по полстакана отвара на ночь. Можно добавить в средство мед или лимон. Отвар устранит тревогу, поможет заснуть. Не рекомендуется детям младше трех лет.
  2. Ножные ванночки с маслом лаванды. Наберите в таз 5 литров теплой воды, добавьте 10 капель лавандового масла. Опустите в воду ноги ребенка на 10 минут, попросите его закрыть глаза и глубоко подышать. Лаванда успокаивает нервную систему, снимает тревогу. Малышей до трех лет можно полностью купать в ванне с добавлением эфирного масла лаванды (5-7 капель на ванну). С осторожностью — детям, склонным к аллергии.
  3. Чай из листьев земляники и побегов малины. Смешайте сухие ингредиенты в равной пропорции (по 1 ч.л.), залейте кипятком. Оставьте настаиваться на 10 минут, процедите. Рекомендуется пить с медом или протертой черной смородиной. Такой чай поможет укрепить общий иммунитет и улучшит самочувствие.

Профилактика детского заикания

Предупредить развитие или рецидив логоневроза помогут следующие мероприятия:

  • Позаботьтесь о благоприятном течении беременности: откажитесь от вредных привычек, избегайте стрессов, своевременно посещайте врачей.
  • С раннего возраста занимайтесь социализацией малыша: важно, чтобы он не боялся незнакомых взрослых людей и других детей, уверенно разговаривал.
  • Учите ребенка не бояться публичных выступлений: в виде игры разучивайте с ним стихи и песенки для близких, для выступлений в детском саду или школе.
  • Создайте дома благоприятную психологическую обстановку, избегайте ссор, не повышайте голос.
  • Если ребенок начал заикаться внезапно, пройдите осмотр у невролога и логопеда.
  • Нормализуйте питание: добавьте в рацион больше овощей, фруктов, мясных и молочных продуктов.
  • При первых признаках заболевания не акцентируйте внимание малыша на дефектах речи: так он будет меньше думать о своем недостатке и не зацикливаться на нем.
  • Часто ребенок заикается в 3 года из-за поступления в детский сад и резкой смены обстановки в связи с этим. Постарайтесь в адаптационный период уделять малышу больше внимания, расспрашивайте о его отношениях с другими детьми. При заметном ухудшении проконсультируйтесь с психологом и логопедом.

Предупреждение заиканий

[adinserter block="5"]

Видео

Понравилась статья?
поделитесь с друзьями:
<