Почему дети-аутисты убегают из дома
Пропажа ребенка – страшный сон для родителей. Нередко он становится реальностью семей с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС). Побеги из дома представляют повышенную опасность. Почему они происходят, как это предотвратить.
Существует несколько причин, которые вызывают подобное поведение у детей-аутистов:
- Любопытство и желание исследовать. Ребенок покидает дом, привлеченный яркими предметами или пейзажами.
- Чувство страха и тревоги. Резкие звуки, внезапные изменения ситуации могут спровоцировать реакцию побега.
- Неудовлетворенные потребности. Ребенку-аутисту порой трудно выразить свои желания. Если его что-то беспокоит или привлекает, он попытается уйти, чтобы это найти.
- Сенсорные перегрузки. Некоторые дети убегают в надежде избежать раздражающей информации или в поиске приятных ощущений, например, песка или воды.
- Интерес к определенным местам или предметам.
Вероятность побега увеличивают следующие факторы риска:
- Тяжесть состояния РАС. Чаще убегают дети с более выраженными нарушениями.
- Повышенная активность и подвижность. Ребенок, обладающий хорошей физической подготовкой, легче преодолевает барьеры.
- Трудности с общением и перегрузка от сенсорных стимулов.
Рекомендации, которые помогают родителям обезопасить детей и предотвратить побеги:
- Обеспечьте ребенка идентификационным браслетом. На нем укажите его имя, телефонные номера родителей, информацию о состоянии здоровья.
- Тщательно фиксируйте каждую попытку побега. Записывайте обстоятельства, чтобы выявить закономерности и разработать план предотвращения.
- Инвестируйте в системы безопасности. Используйте камеры, сигнализацию на дверях и датчики движения.
- Организуйте спокойное пространство в доме, куда ребенок может пойти при перегрузке.
- Повысьте уровень защиты. Установите вокруг дома высокий забор, усильте замки на дверях.
- Обсуждайте с ребенком поведение и безопасность на понятном ему языке. Используйте визуальные подсказки и спокойно реагируйте на его действия.
- Научите ребенка плаванию, если поблизости находятся водоемы. Дети-аутисты нередко тянутся к воде.
- Обеспечьте поддержку окружающих. Наладьте контакт с соседями, воспитателями и другими людьми, которые могут оказаться рядом с ребенком. Если они будут знать особенности поведения и возможные риски, то быстрее заметят, что ему нужна помощь.