Когда веселые игры превращаются в опасность
Малыши нередко бывают бесстрашными. Они могут прыгать вниз по лестнице, залезать на высокие предметы, перескакивать через диван. Родители беспокоятся, как бы они не причинили вреда себе и другим. В каких случаях необходимо провести черту, чтобы веселье не закончилось неприятностями.
Грубые игры предоставляют возможности для физического, социального и когнитивного развития детей. Они включают бег, погоню, подталкивание других, нанесение ударов, а также прыжки, бросание и пинание предметов. Эти действия позволяют практиковать двигательные навыки, дают выход энергии, помогают идти на просчитанные риски.
В социальном и психологическом плане грубые игры полезны для обучения детей самоконтролю, сопереживанию, установлению здоровых границ. Они позволяют адаптироваться к ситуации, выносить суждения о личных компетенциях и способностях. Игры учат сотрудничать, действовать по очереди, самовыражаться, разрешать конфликты, развивать лидерские качества, уверенность в себе, самоуважение и настойчивость.
Очень важно отделять веселые занятия от агрессии, намерений причинить вред другому. Это задача родителей, которые контролируют процесс игры. Если ребенок демонстрирует открытую позу тела, улыбается, смеется, то его намерение – получить удовольствие. Когда у детей сжаты кулаки, сердитый тон голоса, злое лицо, возможно, они хотят причинить боль. Это признаки агрессии, взрослые должны вмешаться, пока кто-то не пострадал.
В грубые игры нередко вовлечены мальчики. Они, как будущие мужчины, испытывают потребность в значимости, власти и компетентности. Ее можно удовлетворить в драках, контактных видах спорта. До тех пор, пока все счастливы, никому не угрожает опасность серьезных телесных повреждений (царапины на коленях и незначительные ушибы не подпадают под это определение), игру можно продолжать.
Позвольте детям контролировать ситуацию. Предложите им самим придумать правила игры. Научите ребенка говорить: «Мне это не нравится. Пожалуйста, прекрати». Установите границы, чтобы обеспечить общую безопасность, например, не выбегать на дорогу, не играть в мяч около стеклянных витрин.
Если кто-то пострадает, не прекращайте игру сразу. Рассмотрите ситуацию как возможность научить детей самостоятельно справляться с проблемами, найти решение, чтобы подобное не повторилось.