Когда дети начинают ползать самостоятельно — нормы по месяцам
Содержание
Малыши до года активно развиваются. Перед тем как сделать первый шаг, ребенок должен научиться ползать. Некоторые дети делают это самостоятельно, другим нужна помощь взрослых. В любом из случаев ползание – необходимый этап развития, без которого нельзя обойтись.
Польза ползания для ребенка
Своевременное прохождение этапа ползания стимулирует двигательные навыки малыша, его интеллектуальное развитие. Это проявляется полезными свойствами и умениями:
- улучшение координации движений;
- развитие левого и правого полушарий мозга, межполушарного взаимодействия;
- укрепление мышц спины, формирование правильной осанки;
- умение рассматривать близко расположенные предметы;
- овладение навыками пространственной ориентации;
- формирование пространственного представления о своем теле;
- становление навыков правильной речи;
- развитие тактильной чувствительности.
Когда малыш начинает ползать
Дети начинают передвигаться ползком в среднем с 5–6 месяцев. На это влияют следующие факторы:
- Уровень развития нервной системы – процесс ползания дается ребенку сложной работой головного мозга. Если нейронные связи развиты хорошо, то малыш вскоре сделает попытку ползти.
- Вес младенца – пухленьким детям сложнее передвигаться, поэтому они начинают ползать позже.
- Пол ребенка – девочки развиваются быстрее мальчиков. Это касается и передвижения ползком.
- Готовность опорно-двигательного аппарата – у младенца к моменту ползания должны окрепнуть двигательные мышцы.
- Особенности развития – малыши не всегда спешат преодолевать расстояния, т. к. одним хватает наблюдения за предметами, а другим необходимы тактильные ощущения, это заставляет их ползать.
- Время рождения – норма, что недоношенные дети начинают передвигаться ползком позже сверстников, родившихся в срок.
- Степень мотивации – родители могут научить ползать младенца с помощью разных методик.
Этапы развития двигательных функций
По мнению доктора Комаровского, основным критерием освоения навыка ползания является физическая и психологическая готовность малыша. Этапы развития двигательных функций:
- 3 месяца – малыш удерживает голову, поворачивает ее в обе стороны, опирается на руки и раскачивается, стараясь приподнять тело и дотянуться до предмета.
- Четыре – карапуз переворачивается на живот со спины, из положения лежа приподнимается на руках, упирается ногами при подъеме вертикально.
- Пять – ребенок ползает на животе, пытается садиться самостоятельно, качается на четвереньках вперед-назад.
- Шесть-семь – малыш умеет сгибать ноги, опирается на колени и руки, передвигается на четвереньках.
Виды ползания у детей
Метод передвижения малыш выбирает самостоятельно. Виды активности:
- По-пластунски – ползание на животе развивает мышцы пресса и плечевого пояса. Этот вид подготавливает малыша к перекрестному движению, когда идет чередование конечностей.
- В сторону – ребенок ползает боком, что задействует бедренные и брюшные мышцы, развивает ориентацию.
- Назад – грудничок еще не готов ползти в направлении доступного предмета, но это не является проблемой.
- Скачками – движения малыша напоминают лягушку, нагрузка распределяется на мышцы рук и ног.
- На ягодицах – одна нога подогнута под себя, а другой малыш отталкивается.
- На четвереньках – сначала младенец переставляет вперед руки, затем подтягивает ноги. Постепенно движение конечностями становится перекрестным, что укрепляет все основные мышцы тела и готовит ребенка к ходьбе.
Почему ребенок не хочет ползать
Нежелание детей ползать обусловлено определенными причинами:
- слабый плечевой пояс у ребенка – выкладывайте его регулярно на живот;
- долгое нахождение в ходунках – ограничьте пребывание малыша в средстве для передвижения 1 часом в день;
- недоразвитие мышечной структуры – давайте грудничку витамин Д, если проблема в его нехватке (рахит);
- лишний вес – рассмотрите возможность соблюдения диеты малышом;
- недоношенность – учитывайте, что двигательная активность может развиваться медленнее;
- ограниченное пространство – держите ребенка в манеже, кроватке не более 3–4 часов в день;
- патологии опорно-двигательного аппарата – учтите, что гипс, шины, кольца при травмах, переломах бедра, руки замедляют развитие;
- особенности характера – спокойные дети начинают ползать позже, т. к. их устраивает только созерцание окружающего мира;
- отсутствие мотивации – не проявляйте гиперопеку (не подавайте все время игрушки).
Когда необходимо обращение к врачу
Если ребенок неправильно ползает (назад, боком) в возрасте 8–9 месяцев или передвигается только по-пластунски, волоча за собой руку или ногу, обратитесь к педиатру для установления причин такого состояния. Специалист назначит методы коррекции двигательной функции:
- диета – снижение веса;
- массаж – укрепление мышц;
- ЛФК – упражнения на дому или со специалистом для развития двигательных навыков;
- консультации ортопеда, невролога и других врачей.
Как стимулировать двигательные навыки
Потребность ползать у детей заложена с рождения, но если не развивать ее, желание пропадет. Стимуляция навыков передвижения проводится несколькими методами:
- Зарядка с рождения – разведение детских ног и рук в стороны, с плавным потягиванием.
- Специальные упражнения – занятия с помощью дополнительных приспособлений и без них для укрепления опорно-двигательного аппарата.
- Грудничковое плавание – развитие всех мышечных групп.
- Личный пример – демонстрация урока, как надо ползать. Это может делать любой член семьи, но лучше старший ребенок.
- Мотивация – увлечение интересными игрушками.
Научить ребенка ползать можно в возрасте до года с помощью гимнастики и специальных упражнений. Несколько примеров:
- Уложите младенца животом на фитбол, придерживая его в области подмышек. Медленно перекатывайте мяч в разные стороны. Малыш будет инстинктивно напрягать мышцы спины и ног.
- В положении лежа на животе согните ноги ребенка в позу лягушки. Подставьте под пятки ладонь так, чтобы грудничок отталкивался от нее и продвигался вперед.
- Положите валик под грудную клетку малышу так, чтобы ноги и живот находились на ровной поверхности, а руки и голова – в свободном движении. Это поможет развить координацию, укрепить мышцы рук и шеи.
- Возьмите правую кисть ребенка одной рукой, вложив свой большой палец в детскую ладонь. Другой рукой держите левую ногу. Помогайте малышу перевернуться, направляя его движения руками в одну и другую стороны.
- Подложите под тело ребенка простынь. Детские голова, ноги и руки должны быть свободными. Медленно и аккуратно раскачивайте младенца в воздухе, как в гамаке, для улучшения координации.
Лечебно-оздоровительный массаж
Проведение лечебных процедур возможно в домашних условиях с возраста, когда новорожденному исполнится 20 дней.
Лечебно-оздоровительный массаж лучше доверить квалифицированному специалисту, а общеукрепляющий можно делать самостоятельно.
Польза процедуры:
- развитие опорно-двигательного аппарата;
- улучшение работы мозга;
- устранение гипо- или гипертонуса мышц;
- улучшение сна;
- стимуляция двигательной активности;
- улучшение концентрации внимания.
До 6 месяцев стоит ограничиться 10–15 минутами процедуры. Рекомендации по самостоятельному проведению массажа:
- Выберите благоприятное время, когда малыш здоров, бодр и весел.
- Вымойте руки перед процедурой, снимите украшения.
- Избегайте области сердца, позвоночника и печени.
- Совершайте легкие движения, без нажима.
- Начните с поглаживания рук малыша – от плеча к кисти. Сделайте по 5 подходов на каждую руку.
- Возьмите детскую стопу в руку и пальцами мягко растирайте ее от пятки к пальцам – 5 раз, столько же обратно.
- Гладьте животик начиная с боков и переходя к круговым движениям по часовой стрелке. Проведите 3–5 раз вокруг пупка.
- Уложите младенца на живот. Начните массировать с шеи, опускаясь к копчику. Подушечками пальцев слегка простучите детскую спину.
- Возьмите рукой ножку грудничка, растирайте ее от бедра до стопы пальцами. Кулаком слегка промните ягодицы.
- Завершите массаж поглаживающими движениями.